Новое в педагогике » Особенности работы по формированию навыка правильного чтения у младших школьников с ОНР » Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня

Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня

Страница 1

Разработкой методов обследования нарушений чтения занимаются многие авторы, такие, как А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова и другие.

Таким образом, проанализировав работы, раскрывающие структуру процесса чтения, исследования, посвященные вопросам нарушения процесса чтения у детей, для констатирующего эксперимента мы адаптировали методики указанные в работе А.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой. С помощью которых возможно не только выяснить нарушения процесса чтения у детей, но и установить своеобразие овладения навыком чтения у младших школьников с недоразвитием речи. Методика имеет следующие направления:

- определение качества чтения и характер ошибок;

- выявление уровня понимания прочитанного;

- оценка скорости прочитанного.

Несомненно, что у школьников с ОНР нарушения чтения связаны с недостаточностью развития высших психических процессов. Поэтому в методику обследования процессов чтения мы включили методы диагностирования познавательных процессов: – мышления;

– внимания;

– памяти.

Методику нашего обследования можно представить в виде следующей схемы.

При обследования сформированности познавательных процессов мы использовали стандартные методики, не требующие особой подготовки и большого количества времени для проведения проб.

Для изучение произвольной памяти методика «Пиктограммы». Ученик получает лист бумаги, разделенный на 20 клеточек. Его задача состояла с том, чтобы с помощью условных изображений (пиктограмм) запомнить 20 слов (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель говорил с интервалами в 10 – 15 секунд. Через 20 – 30 минут ученик должен был, глядя на свои пиктограммы вспомнить как можно больше слов и записать их в клеточки под соответствующими пиктограммами.

Оценка. Таким образом, наилучший результат в этом опыте равнялся 20 баллам.

Методика "Весёлые картинки" (изучение непроизвольной памяти). Ученику показывали одновременно 20 картинок с изображениями предметов, которые он должен был сгруппировать по 4 – 5 картинки так, чтобы их можно было назвать одним словом. Затем картинки убирались, а ученика просили назвать те изображения, которые он запомнил.

Оценка. За каждое правильно воспроизведенное слово ученик получает один балл. В этом опыте максимальный результат равнялся 20 баллам.

Методика "Лабиринт" (выявление степени развития мышления). Ученик с закрытыми глазами обводил пальцем контур фигуры достаточно сложной геометрической конфигурации, вырезанной в картоне. Задача состояла в том, чтобы, представив себе эту фигуру, нарисовать ее затем на листе бумаги. Рисунок получался тем правильнее, чет лучше ребенок мог ее проанализировать.

Оценка. Зависит от количества воспроизведенных деталей и его общей конфигурации.

Обследование внимания проводилось с помощью методики "Корректурная проба" (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Оценка для детей 8-10 лет 5 баллов – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее;

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать букву Р. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Для оценки навыка чтения считаем целесообразным использовать методику, предложенную Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой. Предлагаемая авторами методика исследования навыка чтения дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения как, скорость, правильность и понимание прочитанного.

В нашем исследовании рассматривались три качества чтения: правильность, скорость чтения и понимание прочитанного. О выразительности, как об одном из основных качеств чтения, можно говорить лишь тогда, когда дети начнут читать плавно, словосочетаниями и словами.

1. Определение правильности чтения и характер ошибок.

Для чтения детям предлагается басня Л.Н. Толстого «Муравей и голубка».

Процедура проведения: ученикам предлагается прочитать текст от начала до конца, вместе с заголовком.

Инструкция: «Пожалуйста, громко прочитай текст вместе с его названием. Читай внимательно, так как после чтения я задам тебе вопросы».

При чтении текста «Муравей и голубка», исследующий должен оценить количество ошибок и их характер (замены, пропуски, перестановки, искажение, угадывающее чтение).

При оценке правильности чтения вслух используется метод количественного и качественного анализа. Количественный анализ подразумевает подсчет общего числа ошибок, допущенных во время чтения вслух.

Критерии оценки правильности чтения вслух: 5 баллов – не более трех ошибок в тексте с их самостоятельной коррекцией; 4 балла – 3 – 4 ошибки на уровне слова и слога; 3 балла – не более 6 ошибок на уровне слова и слога; 2 балла – 7 – 8 ошибок на уровне буквы, слога, слова; 1 балл – не более 10 ошибок на уровне слова, слога, буквы; 0 баллов – множественные ошибки на уровне слова, слога, буквы.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Урок литературы, 6 класс Тип: внеклассное чтение. Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».) Цели: приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя; совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной реч ...

Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...

Условия выбора метода обучения
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. "Цель, — писала Н. К. Крупска ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru