Для того чтобы учащиеся запомнили таблицы сложения и умножения, используются следующие упражнения: *=3=7, 5-*=2, 6+*=8, *х3=24, 5х*=45, 64 : *=8, * : 7=6 и т. д. В последующем "окошки2 заменяются буквами латинского алфавита. Уравнения учащиеся решают методом подбора, используя знания о связи между компонентами и результатами арифметических операций.
Буквенные обозначения широко применяются при отработке у школьников вычислительных навыков: ими обозначают термины – "слагаемое", "сумма", "разность", "множитель" и т. д. Примером может служить упражнение: найти неизвестное число:
а |
5 |
7 |
9 | ||
в |
4 |
5 |
7 | ||
а+в |
9 |
9 |
9 |
9 |
Особенности изучения математических понятий
Особенности развития мышления и речи учащихся начальных классов определяют требования к методике введения начальных математических понятий. Важнейшим из них является формирование математических понятий через рассмотрение реальных, житейских ситуаций, хорошо знакомых детям из повседневной жизни. Иначе говоря, каждому математическому понятию должна соответствовать система целесообразных текстовых содержательных задач. Эта особенность находит свое отражение в программе по математике: интенсивное обучение учащихся решению содержательных задач предусмотрено с первых уроков математики. Программой определена последовательность знакомства учащихся с основными типами задач.
Например, с терминами "задача", "условие задачи", "вопрос задачи", "решение задачи" учащиеся знакомятся при изучении операций сложения и вычитания на множестве чисел первого десятка. Это дает возможность решить с учащимися целую систему задач. В частности, это могут быть задачи, в которых рассматриваются множества реальных объектов: стая птиц, группа мальчиков, флотилия кораблей, яблоки, лежащие в корзинке. Над каждым из этих множеств производится соответствующая операция: прилетает еще одна птица, прибегает еще один мальчик, подплывает еще один корабль, кладут еще одно яблоко.
В каждой задаче спрашивается: "сколько стало всего?" Анализируя условие и вопрос этих задач, учащиеся выполняют математизацию реальных ситуаций: "прилететь", "прибежать", "приплыть", "положить еще" означает, что стало больше, т. е. прибавили.
Широкое включение содержательных задач в программу по математике преследует также цель обогащения словарного запаса учащихся, пополнение их представлений об окружающем мире. Так, понятие "иметь меньшую длину" с помощью задач переводится на обыденный язык по – разному: "уже", "короче", "ниже", "тоньше", "мельче".
Важную роль играют задачи и в развитии логического мышления учащихся. Целенаправленное обучение аналитико–синтетическому методу решения задач ведет к формированию у них логических операций анализа и синтеза. Школьники учатся рассуждать, доказывать, делать выводы.
Смотрите также::
Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопоз ...
Коммуникативный подход – средство развития компетенции
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение языком как средством общения. Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями ...
Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений
Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая ...