Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации молодежи

Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации молодежи

Страница 2

Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.

Единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения характеризует профессиональная направленность. Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека.

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развиваются профессиональные интересы в процессе приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление, закрепление и переход в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий.

Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:

- знакомство с содержанием профессии;

- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

- возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью.

На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению. Профконсультирование как этап формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению решает практические задачи помощи в выборе профессиональной деятельности. Профконсультации являются эффективными, если подготовка к выбору профессии является долговременным процессом, соответствует возрастным особенностям оптанта и стимулирует его активную позицию как субъекта будущей профессиональной деятельности.

Для того, что бы дать понятие профессиональному самоопределению молодежи, необходимо определить, что есть самоопределение вообще. Я.В. Дидковская пишет, что под самоопределением понимается особое взаимодействие, происходящее «внутри» личности, в ходе которого осуществляется ценностный выбор личностью своего жизненного пути и принятия на себя ответственности за его реализацию. В процессе самоопределения взаимодействуют такие компоненты, как общество, культура и личность, что свидетельствует о его сложности.

В научной литературе нет единого понимания процесса профессионального самоопределения. Мнения разделяются на две группы: одни исследователи этого вопроса считают, что профессиональное самоопределение – это один из компонентов социализации, другие – что один из этапов формирования личности человека. Таким образом, можно выделить социологический и социально-психологический подходы к пониманию процесса профессионального самоопределения.

В данной работе профессиональное самоопределение молодежи будет рассматриваться как «сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития». Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения. В процессе такого самоопределения, человек выбирает себе определенный образ жизни, а выбранная профессия становится средством его достижения. Кроме того, с выбором профессии человек выбирает свой будущий социальный статус, что свидетельствует о связи профессионального и социального самоопределения.

Подводя итоги, можно сказать, что выбор профессии тесно связан с жизненным планом человека, который охватывает всю сферу личного самоопределения. Он начинается с профессионального самоопределения, начало которого приходиться на такой возрастной период как юность, который характеризуется достаточно важными новообразованиями в психической сфере человека. Существует два похода к длительности профессионального самоопределения: одни авторы считают, что выбор, который индивид делает в молодости не окончательный, так как определяется в профессиональном плане человек в достаточно зрелом возрасте, другие – что человек делает свой выбор в молодости, выбирая себе, в первую очередь, окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности. Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения характеризует профессиональная направленность, которая основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению. Профконсультирование как этап формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению решает практические задачи помощи в выборе профессиональной деятельности. В научной литературе нет единого понимания процесса профессионального самоопределения, одни его рассматривают как компонент социализации, другие – этап развития личности. В данной работе будем исходить из того, что профессиональное самоопределение – это процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошк ...

Творческая личность в педагогике
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого ...

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем разв ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru