Кандинский считает, что “мир линий включает в себя решительно все оттенки выразительности - от холодного лиризма первоначально до жаркого драматизма в конце”.
Прямая линия есть “самая сжатая форма бесконечной возможности движения”. Среди прямых Кандинский выделяет вертикаль, горизонталь и диагональ. Их восприятие у Кандинского связано с температурными, светотеневыми, цветовыми и звуковыми ассоциациями, что позволяет образно осмыслить простейшие казалось бы знаки. За счет этого дифференциация значений линий очень широка. Отдельно он рассматривает в своих трудах ломанные и кривые линии, в каждой части пути которой Кандинский находит множество вариантов восприятия (негатив - позитив, тишина - шум, напряжение, тяготения к чему-либо и т.д.).
На основе вышеизложенного можно сформулировать задания (чем и пользуются современные учебные заведения). Например, через комплекс линий передать покой и движение; светотеневое, цветовое или иное ритмическое или образное “звучание" вертикалей, горизонталей, свободных диагоналей; поэзию волн (рост, пик, спад). Разумеется, этим приемы не ограничиваются; в дальнейшем линия может сочетаться с точкой и далее, далее (см. приложение).
Также к одним из самых известных, самых используемых приемов в сфере образования, автором которого тоже является Василий Кандинский, является аналитический рисунок (см. приложение). Этот курс в программу обучаемых герой впервые предложил использовать в школе Баухауса.
Студентам ставилась задача самим поставить натюрморт из каких-либо предметов, хотя бы из тех, что найдутся в классе. И в своих работах не буквально отобразить предметы, а постараться проанализировать их взаимоотношения и внутреннюю сущность достаточно скупыми выразительными средствами. Основную цель курса Кандинский видел в проникновении в сущность предметов и понимание абстракции.
Во втором семестре учебного года Василий Кандинский вел предмет "Основы художественного проектирования", который по сути, представлял собой общую теорию дизайна. Курс был построен на изучении основных функций и взаимодействий композиционного центра и композиционного пространства, характеристик линии, пятна, объема.
Особенно известным, из материала Василия Кандинского, стал курс "Цвет" (см. приложение), в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый - треугольник, красный - квадрат и синий - круг. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с "нецветами" - черным и белым.
Цвет у Кандинского считается самоценен, цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов. Игра цветовых пятен и линий должна вытеснять образы реальной действительности. Каждый цветовой аккорд должен четко обозначать ассоциативное содержание мистического и музыкального характера. Кандинский признает духовность красок, построенную на цветовом контрасте. При восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски - это склонность к желтому или синему, это движение в горизонтальном направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной - удаляется от него.
В работе приводятся наиболее распространенные, наиболее ротируемые материалы нашего героя. Представьте себе, каковым был его курс в синтезе всех его положений и резолюций. Стоить заметить и высоко оценить методику преподавания Кандинского даже заочно, ведь сложно представить, что этот человек давал все эти действительно важные материалы ученикам цельно, последовательно (уже очевидно, что у него наверняка имелась своя собственная иерархия подачи теории и практики в области дизайн-образования).
Многие склонны утверждать, что язык форм и красок Кандинского - это система ассоциативно-символических обозначений и воспринимается поэтикой метафор лишь в области абстрактного искусства. С этим утверждением можно категорически не согласиться хотя бы по причине той самой идеи Василия Васильевича и господина Гропиуса, учредителя Баухауса, о сложном синтезе всех видов искусств в процессе обучения. Второй момент отрицания узких и специфических рамок концепции Кандинского - это факты из нашей современной жизни: совершенно очевидно, что на его материалы опираются многие преподаватели в сфере художественного образования.
Подведем общий итог. Тема данной работы "Педагогическая деятельность Василия Кандинского", всемирно известного художника, теоретика и талантливого педагога, актуальность работ которого остается неизменной.
Исследовалась педагогическая деятельность Василия Васильевича и его вклад в развитие художественных дисциплин. С особенным вниманием рассматривались его работы и методики, ставшие когда-то в корень новыми для мирового художественного образования, имеющие большое значение в истории преподавания в интересующей сфере. Были изучены основы теоретического курса Василия Кандинского, чуть позже ставшие основами методик преподавания в мировой художественной педагогике.
Смотрите также::
Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной
работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает ...
Общая характеристика коммуникативного метода
Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а следовательно, и сформулировать ...
Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности
пространственных представлений
В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают ...