Новое в педагогике » Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский » Педагогика Василия Кандинского. Его теории и методики

Педагогика Василия Кандинского. Его теории и методики

Страница 2

Кандинский считает, что “мир линий включает в себя решительно все оттенки выразительности - от холодного лиризма первоначально до жаркого драматизма в конце”.

Прямая линия есть “самая сжатая форма бесконечной возможности движения”. Среди прямых Кандинский выделяет вертикаль, горизонталь и диагональ. Их восприятие у Кандинского связано с температурными, светотеневыми, цветовыми и звуковыми ассоциациями, что позволяет образно осмыслить простейшие казалось бы знаки. За счет этого дифференциация значений линий очень широка. Отдельно он рассматривает в своих трудах ломанные и кривые линии, в каждой части пути которой Кандинский находит множество вариантов восприятия (негатив - позитив, тишина - шум, напряжение, тяготения к чему-либо и т.д.).

На основе вышеизложенного можно сформулировать задания (чем и пользуются современные учебные заведения). Например, через комплекс линий передать покой и движение; светотеневое, цветовое или иное ритмическое или образное “звучание" вертикалей, горизонталей, свободных диагоналей; поэзию волн (рост, пик, спад). Разумеется, этим приемы не ограничиваются; в дальнейшем линия может сочетаться с точкой и далее, далее (см. приложение).

Также к одним из самых известных, самых используемых приемов в сфере образования, автором которого тоже является Василий Кандинский, является аналитический рисунок (см. приложение). Этот курс в программу обучаемых герой впервые предложил использовать в школе Баухауса.

Студентам ставилась задача самим поставить натюрморт из каких-либо предметов, хотя бы из тех, что найдутся в классе. И в своих работах не буквально отобразить предметы, а постараться проанализировать их взаимоотношения и внутреннюю сущность достаточно скупыми выразительными средствами. Основную цель курса Кандинский видел в проникновении в сущность предметов и понимание абстракции.

Во втором семестре учебного года Василий Кандинский вел предмет "Основы художественного проектирования", который по сути, представлял собой общую теорию дизайна. Курс был построен на изучении основных функций и взаимодействий композиционного центра и композиционного пространства, характеристик линии, пятна, объема.

Особенно известным, из материала Василия Кандинского, стал курс "Цвет" (см. приложение), в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый - треугольник, красный - квадрат и синий - круг. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с "нецветами" - черным и белым.

Цвет у Кандинского считается самоценен, цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов. Игра цветовых пятен и линий должна вытеснять образы реальной действительности. Каждый цветовой аккорд должен четко обозначать ассоциативное содержание мистического и музыкального характера. Кандинский признает духовность красок, построенную на цветовом контрасте. При восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски - это склонность к желтому или синему, это движение в горизонтальном направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной - удаляется от него.

В работе приводятся наиболее распространенные, наиболее ротируемые материалы нашего героя. Представьте себе, каковым был его курс в синтезе всех его положений и резолюций. Стоить заметить и высоко оценить методику преподавания Кандинского даже заочно, ведь сложно представить, что этот человек давал все эти действительно важные материалы ученикам цельно, последовательно (уже очевидно, что у него наверняка имелась своя собственная иерархия подачи теории и практики в области дизайн-образования).

Многие склонны утверждать, что язык форм и красок Кандинского - это система ассоциативно-символических обозначений и воспринимается поэтикой метафор лишь в области абстрактного искусства. С этим утверждением можно категорически не согласиться хотя бы по причине той самой идеи Василия Васильевича и господина Гропиуса, учредителя Баухауса, о сложном синтезе всех видов искусств в процессе обучения. Второй момент отрицания узких и специфических рамок концепции Кандинского - это факты из нашей современной жизни: совершенно очевидно, что на его материалы опираются многие преподаватели в сфере художественного образования.

Подведем общий итог. Тема данной работы "Педагогическая деятельность Василия Кандинского", всемирно известного художника, теоретика и талантливого педагога, актуальность работ которого остается неизменной.

Исследовалась педагогическая деятельность Василия Васильевича и его вклад в развитие художественных дисциплин. С особенным вниманием рассматривались его работы и методики, ставшие когда-то в корень новыми для мирового художественного образования, имеющие большое значение в истории преподавания в интересующей сфере. Были изучены основы теоретического курса Василия Кандинского, чуть позже ставшие основами методик преподавания в мировой художественной педагогике.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных п ...

Исследовательская работа и личностно-деятельностный подход
Чем, кроме уже рассмотренных социальных условий, вызван интерес к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопоз ...

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем разв ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru