Новое в педагогике » Методика формирования у детей дошкольного возраста навыков правильной осанки » Характеристика нарушений осанки

Характеристика нарушений осанки

Страница 1

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушение осанки не является заболеванием. Дефекты осанки могут быть связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условнорефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки частично или полностью утрачивается.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях

В сагиттальной плоскости различают нарушения осанки с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба и с уменьшением их.

1. Нарушения осанки с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба:

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза

б) круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (при этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами)

в) кругловогнутая спина - увеличение всех изгибов позвоночного столба, а так же угла наклона таза. При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.

2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза. При этом дефекте осанки наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки крыловидны (углы и внутренние края их отстают от спины);

б) плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).

Дефекты осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба рассматривается как одно из проявлений функциональной неполноценности опорно-двигательного аппарата. Такие нарушения осанки являются благоприятным фоном для прогрессирования возникающих у ребенка деформаций позвоночника.

К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка. Этот дефект лучше всего выявляется при осмотре со стороны спины. При асимметричной осанке нарушена симметрия между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; Треугольники талии из - за этого становятся неодинаковыми: плечо и лопатка с одной стороны опущены.

Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов. У детей с нарушениями осанки, как правило, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижена жизненная емкость легких, уменьшены колебания внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем: снижаются их физиологические резервы и нарушаются адаптационные возможности организма.

Слабость мышц живота и его порочное положение приводят к нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости, в частности желудочно-кишечного тракта.

Снижение рессорной функции позвоночного столба у людей с плоской спиной приводят к постоянным микротравмам головного мозга во время различных движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями. Помимо неврологических расстройств такие дефекты осанки резко уменьшают устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, способствуют развитию в нем патологических деформаций, компенсирующих уменьшение или отсутствие физиологических изгибов.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность их понижена. Исключение может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но ярко выражен "перевес" силы мышц - сгибателей.

Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время сколиоз определяют как заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и торсией позвонков (перекручиванием их вокруг оси).

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения выявляют, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть п ...

Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продук­тивное, полезное, действенно ...

Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль у ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru