Новое в педагогике » Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта по профилактике компьютерной зависимости нами были обнаружены противоречия: между возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками в своей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно к решению современной проблемы компьютерной зависимости.

Все выше изложенное и обусловило проблему исследования: каким образом можно продуктивно организовать работу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков? С учетом этого была избрана тема выпускной квалификационной работы: «Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков». Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Предмет исследования: содержание социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости

Задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические особенности детей и подростков

2. Раскрыть специфику компьютерных игр

3. Определить роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков 4. Разработать и апробировать социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости

5. Выявить результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости

6. Разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости

Гипотеза исследования: социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков будет эффективна если:

- методические работы с детьми будут строиться на основе воспитательных мероприятий;

-будут создаваться такие ситуации воспитания, когда педагог ставит учащихся перед проблемой практического решения задач компьютерной зависимости;

- предусматривать непрерывность, систематичность, демократичность процесса профилактики компьютерной зависимости.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и др.); психолого-педагогические положения о закономерностях развития человека (Л.И. Божович, Немов Р.С., Л.С. Выготский, Караковский В.А., А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Крутецкий В.А,); аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов); методологические принципы педагогического исследования (Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин).

Методы исследования:

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно- методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности; создание и анализ педагогических ситуаций, обобщение; метод математической статистики. Опытно-экспериментальная работа осуществлялось на базе МОУ «СОШ № 7» г. Мариинска. В экспериментальной группе участвовали учащиеся 7, 9, 11 - классов, всего 75 детей из них 37 мальчиков и 38 девочек. Контрольная группа - 75 учащихся из них 27 мальчиков, 48 девочек. Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности старших вожатых, учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. Разработаны методические рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости


Смотрите также::

Понятие и компонентный состав программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс (ПМК) - комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определенного учебного предмета (курса) или его темы. Программно-методический комплекс – дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система ...

Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО
Вторым этапом экспериментальной работы является разработка цикла занятий на развитие воображения младших школьников. Материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся элементов, базируется уже на изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже извес ...

Особенности обучения в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка примерно с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru