Новое в педагогике » Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Школа – важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.

Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках по цветоведению.

Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.

Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Но все же, в преподавании изобразительного искусства в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

Поэтому учителю начальных классов очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме.

Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах перспективы, светотени, цветоведения. Тогда он сможет научить детей рисовать предметы с учетом точки зрения, передать их величину по мере удаления, а также подобрать цвет для данного задания, грамотно объяснив значение хроматических и ахроматических, теплых и холодных, основных и составных цветов и оттенков, цветового тона, влияние цвета на цвет и на настроение человека.

Поэтому не случайно нами выбрана тема выпускной квалификационной работы «Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Цель:

разработка и реализация системы методов и приёмов обучения младших школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.

Объектом исследования

является процесс обучения младших школьников ведению работы по цветоведению.

Предмет

– методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах.

3. Определить направления деятельности учителя начальных классов по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе в период педагогической практики.

4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучаемых в начальных классах на уроках изобразительного искусства.

Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в начальной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.

В основу работы положены материалы книги Сокольниковой Н.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», Беляева С.Е. «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» в которых подробно рассматриваются все элементы цветоведения; Павлик К.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

В 1 главе раскрыты теоретические аспекты организации и проведения уроков по обучению основам цветоведения в начальных классах.

Во 2 главе раскрыты практические аспекты обучения младших школьников основам цветоведения, представлен анализ работы учителя начальных классов по организации и проведению уроков по цветоведению, разработан комплект методических материалов, обеспечивающий проведение уроков по основам цветоведения в начальной школе и результат работы по их реализации в период педагогической практики.

урок изобразительный искусство цветоведение младший


Смотрите также::

Значение использования средств новых информационных технологий и традиционных ТСО в обучении
Современное общество вступило в информационный век. В настоящее время в каждой школе имеются компьютеры, где на занятиях информатики происходит ознакомление учащихся с новыми информационными технологиями, в процессе которого учащиеся приобретают первоначальные знания и навыки работы со средствами н ...

Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...

Связь между развитием воображения и другими познавательными процессами
Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности про ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru