Новое в педагогике » Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства » Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства

Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства

Страница 1

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположение в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим.

«Цвет – одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потока электромагнитного излучения, воспринимаемое глазом как световой поток. Следовательно, цвет – это свойство света. Свет, отраженный предметом разлагается на волны разной длины, которые и возбуждают у нас различные цветовые ощущения».

Свет, исходящий от солнца или искусственного источника света, – сложнейшее явление природы. Пучок солнечного света, преломляясь в каплях дождя или в трехгранной призме, образует радугу, иначе – спектр. Нормальный глаз человека способен различать в спектре до 130 различных цветов. И. Ньютон выделил из них семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и объяснил, что путем их смешивания создается богатство природных красок. Цвета спектра всегда расположены в определенной последовательности, постепенно переходя один к другому.

В чем же сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства.

В начальной школе на уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.

Все многообразие цветов можно разделить на две большие группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные) цвета. Они отличаются между собой по светлоте в зависимости от коэффициента отражения. Человек различает около 300 ахроматических оттенков.

К другой группе относятся красный, оранжевый, желтый, синий и т.д. все цвета солнечного спектра и их производные. Эти цвета называются хроматическими (цветными).

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью – это три основные характеристики цвета. Первая характеристика цвета – тоновая (светлее - темнее). Это характеристика степени светлости или темности какого-либо взятого цвета.

Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения. Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе – черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске – к белому цвету.

Вторая характеристика цвета – цветовая (теплее - холоднее). Здесь имеется в виду принадлежность данного цветового оттенка к группе холодных цветов или к группе теплых цветов, что характеризует, насколько больше или меньше одно цветовое пятно содержит в себе горячих или холодных оттенков по сравнению с другим цветовым пятном. Цветовая характеристика показывает степень теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто-красных оттенков или присутствие синих оттенков.

«По словам известного русского художника В.В. Кадинского, теплота или холод краски есть вообще склонность к желтому или синему цвету. Это различие происходит притом, что краска сохраняет свое основное звучание, но это основное звучание становится или более материальным (то есть теплеет), или менее материальным (то есть основной цвет становится чуточку холоднее). Это есть движение в горизонтальном направлении, причем при теплой краске оно направлено к зрителю, а при холодной краске удаляется от него. Это подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает впечатление охлаждения».

Третья характеристика цвета – яркость (яркость – приглушенность цвета).

Данная яркостная характеристика показывает, как вообще подан какой-либо цвет в картине – либо тихо, приглушенно, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто.

Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, на другом – красный. Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо передать плавный переход от красного к фиолетовому цвету, получив, так называемый цветовой круг.

В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета – желтый, красный, синий, называемые основными.

Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называют составными или производными: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Методы профессиональной ориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. – такие методы называются информационно-справочные. Но поподробн ...

Обеспечение условий для полноценного развития творчества у детей подготовительной к школе группы
На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения. Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ...

Цели и задачи опытно-практической работы
Изучив теоретические основы организации лексической работы с детьми младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что необходимо систематически проводить работу со словом как на уроках русского языка и литературы, так и на других уроках в начальной школе. Целью практической работы явилась ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru