С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится создать воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности, свое лицо.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система имеет следующую структуру:
1. Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается.
2. Деятельность, обеспечивающая ее реализацию.
3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.
4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении.
5. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Главная цель воспитания – это модель личности выпускника, которая рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
Школа должна стремиться выпускать из своих стен выпускника, который соответствовал бы параметрам модели личности.
Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления. Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.
Классификационная характеристика:
1. Уровень и характер применения.
Метатехнология - как государственная образовательная политика; отраслевая – как технология управления образовательной системой; модульно- локальная технология обучения и воспитания;
2. Философская основа - амбивалентная, многокультурная;
3. Методологический подход - демократический, социокультурный, деятельностный;
4. Ведущие факторы развития – психогенные;
5. Научная концепция освоения опыта - Интериоризаторская, развивающая
6. Ориентация на личностные сферы и структуры:
1)СЭН – сфера эстетико – нравственных качеств,
2)СУМ – самоуправляющих механизмов личности.
7. Характер содержания и структуры - светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий.
8. Вид социально- педагогической деятельности - социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая;
9. Тип управления социально- воспитательным процессом - программного, самоуправления, самовоспитания, создание компьютерного управления;
10. Преобладающие методы - творческие, диалогические (интерактивные), деятельные, саморазвития, мультимедиа;
11. Организационные формы - альтернативные: открытые, клубные, интегративные;
12. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:
Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельный, личностно-ориентированный, арт - технологии.
13. Направление модернизации воспитательной системы.
Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспитательных функций, самовоспитания.
14. Категория объектов:
Все категории с дифференциацией по уровню, по интересам.
Смотрите также::
Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруж ...
Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей
младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения
Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р. В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков. Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, систе ...
Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции
образовательных областей
Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию диалогической речи детей дошкольного года в процессе интеграции образовательных областей и определить её эффективность. По результатам первичного обследования дошкольники, посещавшие две разные группы, были поделены на две равнозначные ...