На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомо сапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, нов данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличии от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений.
Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Наряду с этим особого внимания в течение длительного времени не зря заслуживает феномен успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.
Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников
Предмет исследования: приёмы, методы и средства работы на уроках изобразительного искусства
Целью дипломной работы является выявление и обоснование приёмов и методов работы на уроках изобразительного искусства, способствующих развитию воображения
Задачами дипломной работы является:
проанализировать сущность понятия "воображение" младших школьников;
охарактеризовать виды воображения;
определить особенности воображения;
отобрать методики диагностики воображения, соответствующие возрасту младших школьников;
проверить уровень развития воображения младших школьников;
разработать цикл занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО;
определить влияние уроков ИЗО на развитие воображения учащихся;
Гипотеза-развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, что имеет место быть на уроках ИЗО
Методы исследования:
теоретические (анализ точек зрения на проблему, изучение педагогического опыта);
систематизация теоретического материала и практический метод (методик на выявление уровня развития воображения);
изучение продуктов деятельности школьников.
Для реализации теоретической части дипломной работы была изучена методическая, психолого-педагогическая специальная литература по технике развития творческих способностей младших школьников. Основу для изучения литературы составили учебные пособия для студентов высших педагогических заведений. Так в учебном пособии Горецкий Е.Г., Соломиной Е.А. рассматриваются особенности творческого воображения детей, представленная на практике система педагогических методов и приёмов развития воображения и обучение общим принципам решения творческих задач в условиях предметно-практической и игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
В психологической литературе современности в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой воображения. Наиболее значимые источники информации: Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.
Особую ценность для написания данной работы представляет книга "Основные современные концепции творчества и одаренности" (1997), в которой представлены современные концепции творчества, демонстрирующие очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявление его механизмов.
Смотрите также::
Исследование просодической стороны речи у детей со
стертой дизартрией
Обследование чувства ритма необходимо, т. к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы. Цель: определить, умеет ли ребёнок определять ...
Принцип наглядности в обучении
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Испо ...
Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками
Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования показывают на то, что после 9 л ...