Новое в педагогике » Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомо сапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, нов данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличии от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений.

Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.

Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Наряду с этим особого внимания в течение длительного времени не зря заслуживает феномен успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.

Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников

Предмет исследования: приёмы, методы и средства работы на уроках изобразительного искусства

Целью дипломной работы является выявление и обоснование приёмов и методов работы на уроках изобразительного искусства, способствующих развитию воображения

Задачами дипломной работы является:

проанализировать сущность понятия "воображение" младших школьников;

охарактеризовать виды воображения;

определить особенности воображения;

отобрать методики диагностики воображения, соответствующие возрасту младших школьников;

проверить уровень развития воображения младших школьников;

разработать цикл занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО;

определить влияние уроков ИЗО на развитие воображения учащихся;

Гипотеза-развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, что имеет место быть на уроках ИЗО

Методы исследования:

теоретические (анализ точек зрения на проблему, изучение педагогического опыта);

систематизация теоретического материала и практический метод (методик на выявление уровня развития воображения);

изучение продуктов деятельности школьников.

Для реализации теоретической части дипломной работы была изучена методическая, психолого-педагогическая специальная литература по технике развития творческих способностей младших школьников. Основу для изучения литературы составили учебные пособия для студентов высших педагогических заведений. Так в учебном пособии Горецкий Е.Г., Соломиной Е.А. рассматриваются особенности творческого воображения детей, представленная на практике система педагогических методов и приёмов развития воображения и обучение общим принципам решения творческих задач в условиях предметно-практической и игровой деятельности в младшем школьном возрасте.

В психологической литературе современности в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой воображения. Наиболее значимые источники информации: Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.

Особую ценность для написания данной работы представляет книга "Основные современные концепции творчества и одаренности" (1997), в которой представлены современные концепции творчества, демонстрирующие очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявление его механизмов.


Смотрите также::

Примерные уроки по теме «Прямоугольный треугольник»
В данном параграфе предоставлено четыре примерных урока по теме «Прямоугольного треугольника», которые могут быть использованы при подготовки к урокам как студентами – практикантами, так и учителями. Даны именно эти уроки, потому что они являются самыми базовыми в данной теме. Эти свойства, признак ...

Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смы ...

Педагогическое руководство как педагогический феномен
Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, и культурными целями. Педагогическое руководство предста ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru