Новое в педагогике » Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства » Развитие воображения у младших школьников

Развитие воображения у младших школьников

Страница 1

У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.

К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет ещё одну - аффективно-защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, ещё слабозащитную личность ребёнка от тяжёлых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первый, начальный, этап в развитии воображения у детей можно отнести к 2,5-3 годам. Именно здесь воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков.

На первом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребёнок научается управлять своими образами. изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать своё воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он ещё не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Аффективное воображение у детей в возрасте от 2, 5-3 до 4-5 лет развивается по другой логике. Первоначально отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных сказок. Вслед за этим ребёнок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я". Наконец, на третьем этапе развития этой функции эмоционально и нравственно неприемлимые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.

В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: "Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает". Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня - в большой пароход и т.д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, ...

Рекомендации родителям по использованию занимательного материала дома
Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса – формирование познавательного интереса. Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации – эмоциональный фактор (нравится – не нравится) и во ...

Виды и особенности детского творчества
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Изобр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru