Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок–дошкольник создает для себя субъективно новое. Но субъективная ценность его значительна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т. п. По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. И в этой ситуации положительное отношение педагога к творчеству ребенка - важный стимул его творчества.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков – не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А. Ветлугина сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.
Смотрите также::
Понятие образовательной
системы, ее свойства
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Под систем ...
Совершенствование содержания образования в специальной школе
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984) вызвала необходимость в совершенствовании структуры вспомогательной школы и содержания образования в ней. Обязательное обучение во вспомогательной школе завершается IX классом. I—IV классы должны были обеспечить формирование и развитие п ...
Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...