Новое в педагогике » Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства

Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства

Страница 1

Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих понятий.

Исследованию понятий "дети", "детство" уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованы позиции таких авторов, как И.И. Будницкая, А.А. Катаев, К. Девис, Дж. Гарбарено, Е.Б. Бреева и др. Рассмотрим некоторые из них.

Так, И.И. Будницкая, А.А. Катаев отмечают, что наиболее распространенным является определение категории "дети" как группы населения, находящейся в переходном периоде, цель которого - интеграция и социализация детей в общество "на равных" со взрослыми.

К. Девис, Дж. Гарбарено считают, что дети не являются равноправной частью общества, они лишь готовятся для этого.

Е.Б. Бреева считает, что не следует противопоставлять детей и взрослых как две группы населения, так как каждая из них имеет свои достоинства, свои функции. Дети, как и взрослые, имеют собственное мнение, собственные взгляды, но отличаются жизненным опытом, уровнем знаний, умений. Они могут принимать различного рода решения, не прибегая к помощи взрослых, но им нужна их поддержка (экономическая и моральная).

В словаре по психологии отмечается, "детство" - термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Отмечается, что детство, будучи социокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной периодизации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и, в первую очередь, система общественного воспитания.

В психологическом словаре категория "детство" рассматривается как этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и заканчивающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь. Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

Д.И. Фельдштейн пишет, что детство - это хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление социального мира. Термин "детство" используется широко, многопланово и многозначно. Как особый социальный феномен детство исторично. На разных этапах развития общества оно имело разное содержание и структуру. Как особое явление социального мира детство имеет свои определенные характеристики. Функционально детство представлено как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества. В своем содержательном определении - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся, усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Сущностно детство представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие.

Автор отмечает, что главной, внутренне заложенной целью детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Эта же цель - взросление детей, - субъектно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для взрослого мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Воображение младших школьников и природный материал
Итак, положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствуе ...

Общая характеристика классно-урочной системы
Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной ш ...

Практические примеры арт-терапевтических технологий
Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru