Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих понятий.
Исследованию понятий "дети", "детство" уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованы позиции таких авторов, как И.И. Будницкая, А.А. Катаев, К. Девис, Дж. Гарбарено, Е.Б. Бреева и др. Рассмотрим некоторые из них.
Так, И.И. Будницкая, А.А. Катаев отмечают, что наиболее распространенным является определение категории "дети" как группы населения, находящейся в переходном периоде, цель которого - интеграция и социализация детей в общество "на равных" со взрослыми.
К. Девис, Дж. Гарбарено считают, что дети не являются равноправной частью общества, они лишь готовятся для этого.
Е.Б. Бреева считает, что не следует противопоставлять детей и взрослых как две группы населения, так как каждая из них имеет свои достоинства, свои функции. Дети, как и взрослые, имеют собственное мнение, собственные взгляды, но отличаются жизненным опытом, уровнем знаний, умений. Они могут принимать различного рода решения, не прибегая к помощи взрослых, но им нужна их поддержка (экономическая и моральная).
В словаре по психологии отмечается, "детство" - термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Отмечается, что детство, будучи социокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной периодизации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и, в первую очередь, система общественного воспитания.
В психологическом словаре категория "детство" рассматривается как этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и заканчивающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь. Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.
Д.И. Фельдштейн пишет, что детство - это хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление социального мира. Термин "детство" используется широко, многопланово и многозначно. Как особый социальный феномен детство исторично. На разных этапах развития общества оно имело разное содержание и структуру. Как особое явление социального мира детство имеет свои определенные характеристики. Функционально детство представлено как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества. В своем содержательном определении - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся, усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Сущностно детство представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие.
Автор отмечает, что главной, внутренне заложенной целью детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Эта же цель - взросление детей, - субъектно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для взрослого мира.
Смотрите также::
Проблемное обучение как общее средство развития технического мышления
В результате более или менее длительного опыта решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических зад ...
Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку
Учебный план курса № газеты Название лекции 17 Лекция 1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе. Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе. 18 Лекция 2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Цел ...
Современные требования к организации самостоятельной
художественно-творческой деятельности дошкольников в подготовительной к школе
группе
Сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия, необходимостью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные в период дошкольного детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим объясняется внимание и педагогов, и психологов к феномену детской л ...