Новое в педагогике » Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства

Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства

Страница 2

Нормальное развитие детства предполагает субъектный принцип построения отношений между взрослыми и детьми как субъектами взаимодействия. Однако в современном обществе прослеживается иная картина - деформированные взаимоотношения взрослых и детей. Автор выделяет причины сложившейся ситуации. К ним он относит следующие:

Слабо структурированная, сложная система отношений общества, государства и конкретных взрослых с детьми, т.е. взаимоотношения на общественном, государственном и индивидуальном уровнях. Очевиден серьезныйдефицит внимания, уважения к ребенку.

В характеристике реальной позиции современного детства и его отношений с взрослым миром важнейшее значение имеют особенности социального статуса детства в обществе и внутренние связи в нем самом, которые в настоящее время, по существу, блокированы обществом, где рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. В нашей стране"легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений". Однако дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой, в организации особых социальных структур, которые несут определенную нагрузку как в детском социуме, так и во взрослом мире.

Во взрослом мире реально не выработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего

человека не подчеркиваются, не фиксируются, атрибутно не обозначаются. Сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношей.

Серьезную психологическую роль в характеристике отношений взрослого мира и детства играет отсутствие доверия к растущим людям, выведение их за пределы социально значимых дел. Так, в школах до сих пор не создаются условия для включения детей в ситуации, требующие проявлениями социальной ответственности.

В организации отношений взрослого мира и детства нарушен принцип непрерывности характера воспитания и не реализованы возможности поступательного процесса развития личности. "Второстепенность" воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развития личности, в частности, к разным формам противодействия взрослым.

Фельдштейн Д.И. подводит к пониманию того, что забота о детях, их росте, взрослении проявляется взрослым миром на двух уровнях отношений:

1) эмоциональном - объективно имеющаяся и проявляющаяся любовь и симпатия к младшим;

2) на моральном - социальная ответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего, обязанности по отношению к детству и формирование будущих обязанностей детей по отношению к взрослым.

До XXI века детство находилось на периферии общественных интересов; оно, в основном, воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В современной цивилизации детство отделено от взрослости специальными переходными этапами - отрочеством и юностью.

О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Многие ученые отмечают, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Свои лекции в Московском университете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Методические разработки по теме «Основы термодинамики»
Технологическая карта урока по теме «Основы термодинамики» № Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы 1 Организационный 1 Приветствие. Называет тему и цель урока. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Актуал ...

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков
Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru