Новое в педагогике » Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в учреждениях культуры » Детское эстрадное творчество

Детское эстрадное творчество

Страница 2

Вот уже много лет существует традиция в зимние каникулы устраивать театрализованные елки для детей в клубах, в том числе и в самых больших залах города. В представления тут включаются и игры, и концерты, и различные конкурсы. Ведущими, как правило, бывают Дед-Мороз и Снегурочка. Но вводятся и иные сказочные персонажи. Такие спектакли для детей, приуроченные к новогодним каникулам, дают и наши цирки. Они под силу любому хорошо организованному кружку эстрадной самодеятельности. Для елочных спектаклей пишутся специальные сценарии, предусматривающие все стороны празднества и дающие повод для концерта. Но сочинить конферанс для концерта у елки нетрудно и на месте — в клубе.

Непосредственная детская аудитория гораздо активнее, чем взрослая, реагирует на то, что происходит на сцене (эстраде, манеже). Естественно, что дети и от своего театра ждут большой активности, действенности, яркости. Дети не любят перста указующего. Они сумеют сделать выводы из событий, но необходимы сами эти события, а не разговоры о них и не повторения уже только что отыгранных приемов. Более того: удавшимся спектаклем для детей можно считать только такой, в котором дети принимают участие в той или другой форме. Причем ответы юных зрителей на прямо обращенные к ним слова — это лишь одна из форм общения ребят с участниками спектакля (концерта). Режиссер и автор вправе рассчитывать на то, что детская аудитория непременно включится даже в ход действия пьесы, если к этому будет прямой или хотя бы косвенный повод. В каждом номере детского концерта, в каждой пьесе всегда можно найти какие-то способы вызвать активную реакцию зрителей. Это необыкновенно повышает интерес юной аудитории к происходящему на эстраде (сцене, манеже) и дает возможность извлечь даже из нейтрального номера пропаганду педагогически полезных идей. Вообще же педагогическая сторона дела не должна быть упущена ни при каких условиях. Все, что вредно по своему воздействию на детей, надлежит изгонять из программ детских зрелищ беспощадно, хотя бы эти сомнительные моменты были занимательны и красочны, вызывали бы смех или интерес юной аудитории.

«театр песни» как прием театрализации

Может быть, поэтому и возникло такое понятие, как «театр песни».

«Конец 1960-х — 1970-е годы могут быть обозначены как триумф „театра песни", — отмечает Н. Смирнова, — во всех видах эстрадного вокального исполнительства, в творчестве молодых мастеров самых разных направлений. Стремление к театрализации обретает подчас даже наивные, примитивные формы, не сопряженные с выразительными средствами сегодняшнего высокопрофессионального театра.Театр песни выдвинул естественное требование — необходимость создания режиссуры, способной возвести вокально-эстрадное мастерство в новое качество.Театр песни — это не театрализация какого-то отдельного произведения, но использование разных приемов театрализации в обширном репертуаре вокалиста в зависимости от смыслового содержания песен, их характера и стиля.Такой театр песни создала, например, София Ротару.Если раньше мы любовались голосом и внешностью Ротару, то сегодня отдаем должное ее раскрывшемуся таланту драматической актрисы. Сюжетная песня, песня-этюд, песня-сценка заняли в ее творчестве важное место. Она поет „Лебединую верность" Е. Мартынова на стихи А. Дементьева, глубоко переживая трагическую гибель лебедя. Она — очевидец убийства птицы, она — сама эта птица, она — взволнованный рассказчик, делящийся неизлечимой болью со слушателями .

Замечательное, на мой взгляд, свойство драматизировать, по-театральному играть песню раскрывает новые выразительные возможности певицы и новые качества самих песен.

А если ни содержание, ни мелодический рисунок произведения не несут в себе задатков такой инсценизации?

„Осенняя песня" Ю. Саульского на умные и душевные стихи Л. Завальнюка — образец лирического откровения. В то же время песня довольно статична в смысле сценическом. Обычно ее поют тихо и задумчиво, небезосновательно считая, что „вполголоса слышнее". Но у Ротару - высокая тоска, не выразимая словами. Приведенное высказывание еще раз доказывает, что нельзя воспринимать понятие «Театр песни» буквально. Речь не идет о том, что каждая песня разыгрывается как драматическая сценка (хотя и такое возможно). Каждая песня в той или иной мере обретает элементы театра, и каждый исполнитель по-своему и в разной мере их использует.

Вероятно, в немалой степени именно это обусловило успех телевизионного музыкального шоу «Старые песни о главном». Здесь есть и сюжетные песни-сценки, есть и создание интересного характера исполнителя. В этой программе можно увидеть и комплексное использование выразительных средств актерского искусства. Одним из самых удачных номеров в этом смысле является песня из кинофильма «Девчата» в исполнении И. Отиевой и Л. Долиной, которые сыграли двух продавщиц в деревенском сельпо. Здесь профессиональное вокальное мастерство двух прекрасных современных эстрадных певиц не было заслонено приемами актерского искусства (а они очень разнообразны в этом номере); здесь заметна удачная работа режиссера не только как собственно постановщика, но и как педагога, который продемонстрировал высокий класс в работе с актрисами.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...

Проведение развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, на занятиях стретчингового типа, вечера досуга, динамические паузы и др. На каждом физкультурном занятии мы использовали подвижные игры ...

Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения младших дошкольников
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского, И.Д.Бунакова, В.А.Сухомлинского. Знаменитый писатель и пед ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru