Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Понятие просодической стороны речи

Понятие просодической стороны речи

Страница 5

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение - это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Средства эти усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение - это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением - задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных интонаций и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения).

Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.

Перечисленные элементы интонации (просодемы) дети учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Различают интонацию законченности и незаконченности. Дети усваивают две интонации законченности: повествовательную и вопросительную.

Незаконченных интонаций шесть:

1. Интонация перечисления (" И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит ") Чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение.

2. Интонация противопоставления ("В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой - золотою".)

3. Интонация звательности (" Чего тебе надобно, старче?")

4. Интонация предупреждения, или интонация двоеточия ("…Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!")

5. Интонация вводности (" Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…")

6. Интонация обособления ("Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась - и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого").

Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо - громко, быстро - медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.

Законченная интонация оформляет предложение, т.е. законченную мысль. В основе законченной интонации лежит мелодия - восходящее движение тона к ударному слогу того слова, на которое падает логическое ударение, и нисходящее к концу предложения. В русском языке существуют две основные законченные интонации: повествовательная и вопросительная. Они различаются тем, насколько высоким тоном произносится "пик" предложения - ударный слог слова с логическим ударением. В повествовательном предложении на "пик" приходится менее высокая нота, чем в вопросительном.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Нетрадиционная форма традиционного контроля
Традиционные формы контроля, такие как устный опрос и письменные самостоятельные работы, требуют значительных временных затрат. Кроме того, во время проведения устного контроля (опроса) часть учащихся не следит за ответом. Письменные самостоятельные работы требуют от учителя много времени и усилий, ...

Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим понятия «компьютерных игр», проанализируем педагогический опыт исследователей, раскроем содержание, классификацию игр и их влияние на процесс воспитания детей. Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло з ...

Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки—это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века только в результате его собственной деятельности. Их нельзя прост ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru