Новое в педагогике » Значение педагогического опыта в повышении профессионализма учителя » Сферы проявления педагогического мастерства

Сферы проявления педагогического мастерства

Страница 2

Педагог-мастер хорошо понимает огромное воспитательное значение его непосредственного участия вместе с детьми в общественно-трудовых делах. Расставив детей по рабочим местам, он находит себе место среди трудящихся-школьников, предупреждая собственным примером возможность нерадивого отношения к делу. Он хорошо знает, что каждое трудовое задание детям должно быть успешным. Значение успеха не только в самом практическом результате, в выполнении задания. В педагогическом отношении гораздо более ценен психологический эффект делового успеха. Создание вокруг него положительного общественного мнения вселяет в детей уверенность в своих силах, способствует закреплению умений и навыков, утверждает жизненный оптимизм.

Мастерство педагогической организации в завершающей стадии характеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Человек, тем более ребенок, никогда не может все сразу сделать совершенно, без каких-либо просчетов и недостатков. Это диктует необходимость воспитания в учащихся критического чувства нового, неудовлетворенности, постоянного стремления к совершенствованию.

В школе, за исключением отдельных мастеров педагогического труда, почти никогда не анализируют урок вместе с детьми. Считается, что это не их дело, хотя они главные участники учебного процесса. В привлечении детей к анализу урока, всех других дел и мероприятий заложен огромный резерв совершенствования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагоги-мастера привлекают учащихся к анализу всех совместных дел прежде всего в целях самосознания детьми своих достижений, промахов и ошибок. Учитель-мастер не боится, что в ходе такого разбора могут быть сделаны критические замечания и в его адрес. Наоборот, он с благодарностью принимает их, доказывая и показывая, что и сам учится у ребят, чем еще более укрепит свой человеческий авторитет.

Вместе с тем создаются широкие возможности для самокритики и взаимной критики среди ребят, для воспитания у них спокойного делового отношения к критике. Она воспринимается не как нечто обидное, против чего надо спорить и протестовать, а как деловая помощь, к которой следует прислушаться, осмыслить и использовать. Учитель-мастер в таких ситуациях занимает позицию прямоты и откровенности, проявляет умение анализировать ситуацию, убеждать ребят в своей правоте и отступать, признавать свои промахи, делать выводы и обобщения Он проявляет умение, с учетом педагогических задач и характера детей, справедливо оценивает их деятельность, поощряет одни тенденции в их поведении и тормозит другие. Таковы основные черты организаторского мастерства педагога .

Другой важной сферой педагогического мастерства, подлинной воспитательной культуры является мастерство общения. Деятельность детей и их общение — главные рычаги воспитания. Общение представляет собой основной канал содержательного взаимодействия детей между собой и с взрослыми. Педагогическое общение существует как органическое единство содержания и его формы. Общение, чтобы быть воспитательно полезным и действенным, должно быть содержательным. Содержательность всегда есть главное в общении. Педагогическое общение может быть деловым, осуществляющемся в ходе учебно-воспитательного процесса. Его содержание определяется учебными программами, программами внеклассных и внешкольных кружков, секций, мероприятий.

Более сложным является общение свободное. В период обновления общества перед школой стоит задача ломки старых и вновь образующихся вредных традиций свободного общения, основанного на удовлетворении примитивных потребностей и инстинктов с помощью вина, секса, нарко- и токсикомании, пошлого пения и одуряющего танца. Существует острая необходимость создания новых традиций, базирующихся на основе приобщения детей к подлинным духовным ценностям, к высокому искусству, техническому творчеству и художественной самодеятельности. Мастерство свободного общения с детьми требует от педагога-мастера высокой духовной культуры, умения дать оценку сложным явлениям политики, культуры, морали, искусства, возбудить духовный интерес к человеку и его проблемам. Потребность ребят в свободном общении безгранична. Содержательная, главная сторона общения не должна обесценивать для педагога сторону формальную. Единство глубокого содержания и оптимальной формы повышает эффективность воспитательного влияния общения. К элементам педагогической формы общения относятся такие явления, как умелое соотнесение педагогом содержания общения с педагогической целью; завоевание симпатий и доверия ребят открытостью, простотой, заинтересованностью; стремление к духовному обогащению; умение терпеливо выслушивать и не навязывать своих решений; совершенное владение речью, такими формами общения, как рассказ, беседа, объяснение, аргументированное разъяснение; оказание в ходе дискуссии реальной моральной помощи и поддержки отстаивающему истину; создание нравственной красоты в отношениях на основе требований культуры поведения.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников
II этап исследований изучение взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в феврале 2009 года. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 79 г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраст ...

Понятие термина «глухонемота». Развитие речи в онтогенезе и причины глухонемоты
Глухонемота - врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в возрасте до 1 года, то он лишается возмож ...

Характеристика коммуникативной компетенции в письменной речи
Проблеме формирования коммуникативной компетенции уделили большое внимание такие методисты как Сысоева Е.Э., Мильруд Р.П., Гальскова И.Д. и многие другие. Коммуникативная компетенция- способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru