Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Работа со словом как одно из направлений работы учащихся начальных классов

Работа со словом как одно из направлений работы учащихся начальных классов

Страница 2

Уточнение словаря - это развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:

наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.; На www.cognac-whisky.ru лучшие французские коньяки в россии.

усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Так как объем работы по уточнению словаря очень велик, сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов. А значит, наиболее важной областью словарной работы является работа с синонимами, т.к. лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.

Именно поэтому в программе по русскому языку для начальных классов предусмотрено изучение лексических синонимов, конечной целью которого является обогащение словарного запаса учащихся и обучение грамотному использованию слов – синонимов в собственной речи. Не вызывает сомнений, что умение пользоваться синонимами – навык сложный, и формируется он постепенно, на протяжении длительного времени путем включения в материалы уроков разнообразных, специально подобранных упражнений с лексическими синонимами.

Активизация словаря - перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, т.к. используемый в собственной речи, словарь человека всегда более ограничен, чем объем всех понимаемых им слов. Конечная же роль работы со словом в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить их правильно использовать.

В связи с этим выделяют следующие приемы активизации словаря:

составление словосочетаний с нужными словами;

составление предложений с заданными словами;

близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала;

рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления.

Таким образом, активизация словаря – это одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать систематические, ежеурочные специальные задания по активизации, опираясь на читаемые тексты, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.

Устранение нелитературных слов – это слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Подробнее приемы работы по каждому направлению по проанализированной методической литературе мы рассмотрим в следующей главе данной выпускной квалификационной работы.

Обобщая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что направления работы над словарем постоянно взаимодействуют, основываясь на источники обогащения и совершенствования словаря, являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Тем самым все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речевая деятельность детей постоянно подвергается исследованиям. Из наиболее известных методистов и ученых, занимающихся данной проблемой, являются: Ушинский К. Д., Гоер А. Э., Львов М. Р. и другие. К речи предъявляются определенные требования:

ясность;

выразительность;

точность;

логичность;

содержательность;

правильность.

Анализ методической литературы позволил выделить несколько уровней развития речи:

1) лексический;

2) грамматический;

произносительный;

уровень связной речи.

Одним из основных уровней является уровень слова или лексический, поскольку в наше время очень важно уметь правильно выражать свои мысли, правильно высказываться, то есть полноправно владеть словом, богатствами языка. Лексическая работа проводится по четырем направлениям:

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства
Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих понятий. Исследованию понятий "дети", "детство" уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованы позиции таких авторов, как И.И. ...

Формирование основных умений и навыков учебной работы учащихся при изучении темы
Общий уровень умений. Учащийся должен: Иметь представление: О термодинамическом равновесии; О необратимости процессов в природе; О роли тепловых машин в жизни человека и об экологических проблемах их использования; Знать и понимать: Смысл физических понятий: термодинамическая система, адиабатный пр ...

Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
Обследование чувства ритма необходимо, т. к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы. Цель: определить, умеет ли ребёнок определять ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru