В статье "О первоначальном преподавании русского языка" К. Д. Ушинский так определил его цели: Во- первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во- вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в- третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе". Как видим, К. Д. Ушинский развитие "дара слова" поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики.
Не нужно никому долго пояснять как важен для человека дар слова. Как писал К. С. Аксаков: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку успешно овладеть прекрасным даром, т.к. для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Отсюда следует, что развитие речи ребенка играет огромную роль и заключается в правильном построении предложений, развернутых ответах, точной передачи мысли и многое другое. Исходя из всего вышесказанного учителю начальных классов необходимо более тщательно, систематически разрабатывать и проводить работу со словом в начальной школе, потому что именно лексическая работа на уроках в младшем звене - это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.
Как правило, каждый из объектов изучения в методике выделяет четыре ступени работы со словом:
А) обнаружить слова в тексте; имеется ввиду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
Б) семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формулирование понятий "синонимы", "антонимы" и т.п.;
В) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн.др.;
Г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями.
Необходимо выделить, что основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Отсюда вытекают следующие задачи, которые каждый педагог должен ставить перед собой, чтобы организовать целенаправленную и качественную работу со словами:
раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более эмоциональной и выразительной;
развивать связную устную и письменную речь младших школьников.
Вследствие чего методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления. Это такие, как:
обогащение словаря;
уточнение словаря;
активизация словаря;
устранение нелитературных слов.
В последствии автор раскрывает определения данных направлений и содержание работы на каждом из них.
Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а так же новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в "Книгах для чтения", в учебниках русского языка, природоведения, а так же речь учителя. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты- иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Нельзя не выделить особого места и учебным книгам, которые играют огромную роль в обогащении словарного запаса детей младшего школьного возраста, т.к. они составлены таким образом, чтобы новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны,- доступную лексику.
Смотрите также::
Особенности организации художественного творческого коллектива
Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский. Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Х ...
Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений
Творчество — это процесс создания нового. Его характеризует продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая новое, делают открытия для себя, и очень важно, чтобы к открытиям они подходили сами и всегда стремились к этому. В каждом даже самом маленьком открытии, которое делают для себя учащиеся, овладевая ...
Конспект проблемного урока по теме «Основы термодинамики»
Проблемный урок по теме «Внутренняя энергия» Цель урока: ввести понятие внутренней энергии тела; познакомить учащихся с двумя способами изменения внутренней энергии. Тип урока: комбинированный. План урока Молекулярно-кинетическая трактовка понятия внутренней энергии тела. Вывод формулы внутренней э ...