Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Работа со словом как одно из направлений работы учащихся начальных классов

Работа со словом как одно из направлений работы учащихся начальных классов

Страница 1

В статье "О первоначальном преподавании русского языка" К. Д. Ушинский так определил его цели: Во- первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во- вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в- третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе". Как видим, К. Д. Ушинский развитие "дара слова" поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики.

Не нужно никому долго пояснять как важен для человека дар слова. Как писал К. С. Аксаков: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку успешно овладеть прекрасным даром, т.к. для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Отсюда следует, что развитие речи ребенка играет огромную роль и заключается в правильном построении предложений, развернутых ответах, точной передачи мысли и многое другое. Исходя из всего вышесказанного учителю начальных классов необходимо более тщательно, систематически разрабатывать и проводить работу со словом в начальной школе, потому что именно лексическая работа на уроках в младшем звене - это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

Как правило, каждый из объектов изучения в методике выделяет четыре ступени работы со словом:

А) обнаружить слова в тексте; имеется ввиду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;

Б) семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формулирование понятий "синонимы", "антонимы" и т.п.;

В) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн.др.;

Г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями.

Необходимо выделить, что основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Отсюда вытекают следующие задачи, которые каждый педагог должен ставить перед собой, чтобы организовать целенаправленную и качественную работу со словами:

раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого усиления этико-эстетического воздействия на учеников;

ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более эмоциональной и выразительной;

развивать связную устную и письменную речь младших школьников.

Вследствие чего методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления. Это такие, как:

обогащение словаря;

уточнение словаря;

активизация словаря;

устранение нелитературных слов.

В последствии автор раскрывает определения данных направлений и содержание работы на каждом из них.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а так же новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в "Книгах для чтения", в учебниках русского языка, природоведения, а так же речь учителя. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты- иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Нельзя не выделить особого места и учебным книгам, которые играют огромную роль в обогащении словарного запаса детей младшего школьного возраста, т.к. они составлены таким образом, чтобы новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны,- доступную лексику.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО
Вторым этапом экспериментальной работы является разработка цикла занятий на развитие воображения младших школьников. Материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся элементов, базируется уже на изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже извес ...

Особенности танцевальной деятельности детей 6-7 лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru