Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Задачи и уровни развития речи младших школьников

Задачи и уровни развития речи младших школьников

Страница 2

Вторым направлением работы по развитию речи на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка. И задача учителя состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. И третье направление работы - совершенствование интонационных умений учащихся и, конечно же, подробную работу следует вести и на уроках чтения, и на уроках русского языка, однако, особое значение она имеет в период обучения грамоте, когда представляет собой курс интонационной пропедевтики.

Следующий уровень развития речи - это лексический уровень или словарная работа, так как слово- это основная единица речи, то от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. Не следует забывать, что речь имеет несколько видов, поэтому следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Слово является активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, не подсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах и др.

С точки зрения механизмов речи перед школьниками, так же как и перед методикой стоят две задачи: 1) Количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; 2) Задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Таким образом, индивидуальный словарь языковой личности в известной мере определяет и ее интересы, и общее развитие. Так как данная выпускная квалификационная работа посвящена в целом лексической работе или работе со словом, подробнее мы рассмотрим ее в следующем параграфе.

Третий уровень развития речи - это грамматический, в котором на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений. Количество возможных предложений слишком велико, их изучить, подобно словам, невозможно. Поэтому необходимо уметь быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте. Именно для достижения положительных результатов ученые и методисты разрабатывают различные виды упражнений и тренажеров. Например, Львов М. Р. предлагает следующие упражнения: - устранение связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме; - толкование значений словосочетаний вне предложения или в нем; - схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, то есть моделирование; - составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации; - выделение устойчивости сочетаний, толкование их значений, употребление в речи; -исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенными учащимися класса.

Ребенок постепенно овладевает механизмом развертывания речевых конструкций. Говорящий, пишущий конструирует свое высказывание, исходя из задачи общения, из того содержания, которое должно быть передано. В поисках наилучших средств передачи мысли говорящий подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры, называемые предложениями. Предложение не цель, а средство.

И, наконец, уровень связной речи или уровень текста, так как по традиции текст в старых методиках называется " связная речь" в отличие от фрагментов текста, не связанных с другими его частями.

В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трем уже знакомым нам направлениям, или методам: " по образцу", конструктивные и коммуникативно-творческие; упражнения подразделяются так же на устные и письменные, например: а) устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ близкий к тексту образца, пересказ сжатый, выборочный, творческий, драматизация. б) различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развернутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения; в) различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок и т.п. г) записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников; д) сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией; отработка особенностей каждого вида, то есть реализация системы упражнений в связной речи и многое другое .

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем разв ...

Влияние среды на личность
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Че ...

Применение рейтинговой оценки на основе компьютера
“Оценки для вычисления рейтинга сдаются преподавателями в конце каждого месяца. Количество обязательных оценок для каждого класса устанавливается в зависимости от количества часов в неделю, отводимых на практику устной и письменной речи. Для оценки применяется двенадцатибалльная система. Такая сист ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru