Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Выявление условий развития познавательного интереса учащихся с отклонениями в поведении

Выявление условий развития познавательного интереса учащихся с отклонениями в поведении

Страница 4

Уважением одноклассников мальчик не пользуется, они часто игнорируют его.

Педагогические ошибки в индивидуальном подходе: предубеждённость в отношении трудных подростков, фиксация в развитии их личности только негативных явлений, неумение учителей найти правильные пути, ведущие к асоциальности в поведении трудных подростков, слабое знание педагогами ребёнка, условий его воспитания в семье.

В дальнейшей работе с Андреем педагогическому коллективу школы следует усилить индивидуальную работу с подростком, совместно с психологической службой разработать систему работы с семьёй, пути социальной защиты прав ребёнка. Необходимо проявить терпение к мальчику, педагогическую мудрость, больше положительного внимания к нему.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что познавательные интересы подростков с отклонениями в поведении могут стать фактором развития личности лишь при условии целенаправленной, постоянной, основательной индивидуальной работы, приобщающей этих учащихся к серьёзной, вдумчивой познавательной деятельности, к напряжению волевых усилий; создания необходимых условий для понимания существа проблем и микроклимата как в школе, так и в семье; при условии включения их в целенаправленную, систематическую познавательную деятельность, в процесс самовоспитания.

школьник отклонение познавательный интерес

Разработка проблемы познавательного интереса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизнедеятельности.

Проблема познавательного интереса широко рассмотрена в психолого-педагогических исследованиях (Ананьев Б.Г., Бондаревский В.Б., Морозова Н.Г., Щукина Г.И. и др.).

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Анализ проблемы интереса в истории русской педагогической мысли и в практике дореволюционной школы показал, что эта проблема была всегда актуальна.

В разные периоды развития школы проблема интереса выступала в различных характеристиках в зависимости от требований жизни и взглядов отдельных педагогов.

Во второй половине XVIII века в интересе видели лишь средство, способное приохотить ребенка к учению, облегчающее догматическое усвоение знаний в феодальной школе.

В условиях развивающегося промышленного капитализма в первой и особенно во второй половине XIX века усиливается тенденция рассмотрения интереса в связи с нравственным становлением личности. Все более глубокое обоснование получает связь интереса с психическими процессами, что было обусловлено развитием психологической науки.

Во второй половине XIX века идеи связи интереса с самообразованием, с обогащением духовного мира ребенка, с формированием его социальной активности, которые нашли обоснования в исследованиях А.И. Анастасиева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., приобретали особо важное значение в связи с усиливавшейся в стране реакцией.

В конце XIX – начале XX века в педагогическую теорию и практику более интенсивно начинают проникать идеи о необходимости изучения проблемы интереса. Однако, следует отметить, что обучение детей на основе развития их интереса практиковалось лишь в опыте отдельных учителей и не носило массового характера.

К настоящему времени в научно-методической литературе накоплен большой объем ценного психолого-педагогического материала, на основе которого возможно эффективное формирование познавательных интересов учащихся (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Леонтьев А.Н., Щукина Г.И и др.).

Однако, анализ научных исследований, проведенных педагогами и психологами, а также материалы полученные в процессе исследования, проведенного нами (гл.2), показывают, что у учащихся крайне недостаточно развиты познавательные интересы.

Основные причины несформированности познавательных интересов у большинства подростков, как показывают эти же исследования, заключаются в отсутствии целенаправленной, систематической научно организованной работы учителя в плане развития интересов к познанию; в непонимании многими учителями сущности понятия "познавательный интерес" и незнании ими теоретических и практических основ формирования познавательных интересов; в недооценке роли познавательного интереса в повышении эффективности процесса обучения.

Таким образом, возникает противоречивая ситуация: в научно-методической литературе существует большой объем ценного материала по теории интереса и методике его формирования и развития у школьников, но многие учителя недооценивают познавательный интерес, не включают развитие познавательного интереса в число основных педагогических задач, не ведут систематической, целенаправленной работы в этом направлении.

Проведенная экспериментально-опытная работа по выявлению познавательных интересов у школьников-подростков позволила определить три группы учащихся с различным характером познавательных интересов. В подростковых 7 А, Б классах СШ № 50 39% составили школьники с неясным, неопределившимся, аморфным интересом, имеющие низкий познавательный потенциал. Их отрицательное влияние состоит в том, что познавательная деятельность такого подростка лишена познавательной активности, радостного эмоционального тонуса в работе, волевых усилий в преодолении трудностей. Учение для этих учащихся – неприятная обязанность, она связана с боязнью неудач, неуверенностью в своих силах, познавательной пассивностью. Учащиеся данной группы не стремились углубиться в процесс познания, не проявляли стремления к тому, чтобы добиться хороших результатов в учении.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явления
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа. Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского с ...

Развитие спортивной материально-технической базы Ульяновской области
Развитие физической культуры и спорта неразрывно связано с материально-технической базой. По состоянию на 1 января 2008 года в Ульяновской области имеется 29 стадионов, 22 плавательных бассейна, 760 спортивных залов и 1073 открытых плоскостных сооружений. Статистические данные показывают, что Ульян ...

Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru