Новое в педагогике » Развитие познавательного интереса » Выявление характера познавательных интересов учащихся

Выявление характера познавательных интересов учащихся

Страница 2

Помимо указанных заданий были включены ещё несколько вопросов на определение осведомлённости учеников о новейших достижениях науки в области их интереса.

При разработке и проведении опытно экспериментальной работы мы исходили из следующих соображений:

познавательный интерес, как и всякий интерес, всегда избирателен;

то, что избирается на основе свободного выбора, а не по требованию извне, может быть связано с интересом, хотя не исключена возможность действия и иных мотивов (например, желание поднять свой престиж в глазах экспериментатора);

познавательный интерес более всего обнаруживает себя при решении задач поискового, исследовательского, творческого вида, менее – в репродуктивной деятельности;

процесс решения познавательной задачи при наличии познавательного интереса сопровождается напряжением мыслительной деятельности.

процесс деятельности под воздействием интересов всегда протекает как эмоционально благоприятный;

подлинный интерес не ограничивается учебной программой и рамками урока.

В ходе эксперимента фиксировались:

характер выбора конверта: нацеленный – случайный, решительный – неуверенный, с ясной мотивацией – с борьбой мотивов;

выбор заданий: репродуктивных, поисковых, требующих активного оперирования знаниями, творческих, либо всех четырёх групп;

характер деятельности: напряжённый – с отвлечениями, логичный – нелогичный, системный – хаотичный;

эмоциональный фон деятельности: радостный – равнодушный, спокойный – нервозный, уверенный – неуверенный;

поведение при затруднениях: раздумья – растерянность, мыслительная активность – пассивность;

стремление взять ещё конверт, ход работы над заданиями второй группы.

Таким образом, полученные данные позволили выделить три группы интересов:

Аморфные – интересы, которые характеризовались неясностью, изменчивостью, ситуативностью (24 человека, 39%).

Широкие – интересы, захватывающие широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом (19 человек, 32%).

Стержневые – локальные, доминирующие интересы (18 человек, 29%).

Описанная в нашем исследовании «методика с конвертами позволила выделить то особенное, что свойственно учащимся.

Аморфные интересы многих школьников выражаются:

в неосознанности интересов у большинства из них, неумение отдать себе отчёт в том, что же именно привлекает их в учении (29%);

в предпочтении репродуктивной деятельности, действий по образцу. И в нашем эксперименте с конвертами представители этой группы выбирали из вех заданий преимущественно задания первого раздела, по которым давали чаще всего заученный ответ. К поисковым и творческим заданиям подростки не проявляют интереса (25%);

учащиеся данной группы не стараются углубиться в процесс познания, не проявляют рвения к тому, чтобы добиться хороших результатов в учении (24%);

круг знаний этих подростков не выходит за пределы программы, дополнительные источники информации для обогащения знаний не используются (28%);

узость кругозора (31%);

в процессе обучения ученики этой группы требуют постоянного побуждения извне, сами не проявляют инициативы, самостоятельности в учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...

Формирование пространственных представлений в онтогенезе
Многие авторы, занимающиеся, проблемой изучения пространственных представлений относят их к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т.д. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В.Семенови ...

Сферы проявления педагогического мастерства
Реальный этап педагогической организация начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством стимулирования детей, возбуждения у ни ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru