Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 2

Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. Де­тям-идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде случа­ев речевые звуки не развиваются вообще. Дети-идиоты имеют на­рушения (иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему об­разу жизни) моторики, координации движений и праксиса, ориен­тировки в пространстве. У них крайне трудно и медленно формиру­ются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиени­ческие. Часто эти навыки не формируются вообще. Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учре­ждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых).

Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспо­могательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени де­бильности», что полностью соответствовало принципу интегриро­ванного обучения. Из всех типов специальных школ вспомогатель­ные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Для сравнения приведем данные по количеству специальных школ различных типов и контингенту учащихся.

В настоящее время границы предмета олигофренопедагогика значительно расширились. Это умственная отсталость, вызванная не только олигофренией, но и другой этиологией, - так называемая умственная отсталость неолигофренического происхождения. Расширение границ олигофренопедагогики происхо­дит не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Об этом ; говорит тот факт, что предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью умственной отсталости -имбецилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в ви­де минимальных мозговых дисфункций. Это дети с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Таким образом, и тер­мин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объ­ект олигофренопедагогики, так как этиология аномалий доста­точно разнообразна, степень поражения - тоже. Единственный признак, объединяющий этих детей, - это стойкое, в большей или меньшей степени, снижение познавательной деятельности и связанная с этим невозможность полностью усвоить учебную программу общеобразовательной школы, т. е. то, что можно на­звать нарушением познавательной деятельности.

Следовательно, с современных позиций олигофренопедагогика -это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями ин­теллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII типа

Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отстало­сти - дебильностью.

Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диа­гнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» ши­ре, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС - так называемая умственная отста­лость неолигофренического происхождения.

Проблемам умственной отсталости в отечественной дефекто­логии всегда уделяли большое внимание. Но начиная с 60-х годов интерес к ним еще более возрастает. Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, О. Е. Фрейеров, М. Г. Блюмина, И. Л. Юркова, М. М. Райская, Д. Е. Мелехов, В. Ф. Шалимов, В. М. Явкин и ряд других ученых внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педа­гогики.

Пути изучения проблемы умственной отсталости были четко сформулированы Г. Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах - биологическом, клиническом и социальном.

Биологический аспект предполагает необходимость тесной свя­зи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбрио­логия, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза неко­торых форм слабоумия;

клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих сборную группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической карти­ны с использованием современных методов обследования (пато­физиологического, биохимического, серологического и др );

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

История развития теории мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам. Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. К ...

Понятие и компонентный состав программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс (ПМК) - комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определенного учебного предмета (курса) или его темы. Программно-методический комплекс – дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система ...

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru