Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 1

В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем развитии. Другими словами, этот термин определял как бы коли­чественное состояние интеллекта аномального ребенка по срав­нению с нормально развивающимся сверстником. Под влиянием идей Л. С. Выготского и его психологической школы на смену этому понятию приходит термин умственно отсталый ребенок. Этот термин более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития ано­мального ребенка. Умственная отсталость - это характеристика ин­теллекта аномального ребенка, уже не только и не столько коли­чественная, сколько качественная, показывающая сниже­ние темпа развития интеллекта у такого ребенка. Купить патрубок шланги купить.

За время существования олигофренопедагогики как науки (до середины 90-х годов) она в основном изучала вопросы воспитания и обучения достаточно ограниченного контингента умственно от­сталых детей - с наиболее легкой степенью умственной отстало­сти - дебильностью. Это было оформлено нормативными доку­ментами Министерства просвещения РСФСР (позднее СССР), регламентирующими работу специальных комиссий по отбору де­тей во вспомогательные школы и работу самих вспомогательных школ. Причиной умственной отсталости в подавляющем боль­шинстве случаев была (или считалась) олигофрения.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин впервые предложил клас­сификацию психических расстройств, исходя из нозологического (клинического) подхода, а олигофрении - исходя из возможностей обучения детей. Заслуга Э. Крепелина в том, что он объединил все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и

раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для опре­деления степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специ­альных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы -малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду обучению. Предложенная Э. Крепелином классификация олиго френии сохраняется и на сегодняшний день.

Дебильность - наиболее легкая по сравнению с идиотией и им бецилъностъю степень умственной отсталости. Сниженный ин­теллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразова­тельной массовой школы. Это физиологически обусловлено не­доразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Соматические нарушения, общая физиче­ская ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей-дебилов, а также осо­бенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мо­тивов, характера и поведения в значительной степени ограничива­ют круг их последующей профессионально-трудовой деятельно­сти, социальной адаптации и реабилитации.

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную оценку степени умственной отсталости. Вы­деляются легкая дебильность, средняя дебильность, выраженная дебильность. Такого рода оценка имеет большое практическое зна­чение, поскольку позволяет более точно и эффективно организо­вать учебно-воспитательный процесс. Однако критерии такой диф­ференциации до настоящего времени четко не сформулированы.

Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными неслож­ными трудовыми навыками. Однако наличие грубых дефектов вос­приятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, мо­торики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практиче­ски необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отноше­нии они, как и идиоты, являются недееспособными, и над ними ус­танавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети на­ходятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыка­ми в объеме специально разработанной для них программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Лабораторный практикум по ботанике
Соотношение обучения и умственного развития детей – одна из важнейших, современных проблем. Она стала особенно актуальной потому, что в последние годы прогресс науки осуществляется чрезвычайно быстро и круг знаний об объектах растительного мира все более расширяется. Поэтому одной из важнейших зада ...

Сравнение чисел
Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока "Сравнение чисел". Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал на прошлом уроке. (номера 974, 978 (а, в, д, ж) и 985) Что у вас получились в номере 974. (проверка по цепочке). а) 0 < 3; б) 0 > - 5; в) ...

Интеллектуальная рефлексия у младших школьников
Интеллектуальную рефлексию традиционно выделяют как одно из важнейших новообразований младшего школьного пе­риода развития. Но изучение этого новообразования сопряжено с рядом трудностей. Как таковой чёткой формулировки понятия "интеллектуальная рефлексия" не существует. Несмотря на актив ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru