Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 1

В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем развитии. Другими словами, этот термин определял как бы коли­чественное состояние интеллекта аномального ребенка по срав­нению с нормально развивающимся сверстником. Под влиянием идей Л. С. Выготского и его психологической школы на смену этому понятию приходит термин умственно отсталый ребенок. Этот термин более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития ано­мального ребенка. Умственная отсталость - это характеристика ин­теллекта аномального ребенка, уже не только и не столько коли­чественная, сколько качественная, показывающая сниже­ние темпа развития интеллекта у такого ребенка.

За время существования олигофренопедагогики как науки (до середины 90-х годов) она в основном изучала вопросы воспитания и обучения достаточно ограниченного контингента умственно от­сталых детей - с наиболее легкой степенью умственной отстало­сти - дебильностью. Это было оформлено нормативными доку­ментами Министерства просвещения РСФСР (позднее СССР), регламентирующими работу специальных комиссий по отбору де­тей во вспомогательные школы и работу самих вспомогательных школ. Причиной умственной отсталости в подавляющем боль­шинстве случаев была (или считалась) олигофрения.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин впервые предложил клас­сификацию психических расстройств, исходя из нозологического (клинического) подхода, а олигофрении - исходя из возможностей обучения детей. Заслуга Э. Крепелина в том, что он объединил все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и

раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для опре­деления степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специ­альных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы -малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду обучению. Предложенная Э. Крепелином классификация олиго френии сохраняется и на сегодняшний день.

Дебильность - наиболее легкая по сравнению с идиотией и им бецилъностъю степень умственной отсталости. Сниженный ин­теллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразова­тельной массовой школы. Это физиологически обусловлено не­доразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Соматические нарушения, общая физиче­ская ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей-дебилов, а также осо­бенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мо­тивов, характера и поведения в значительной степени ограничива­ют круг их последующей профессионально-трудовой деятельно­сти, социальной адаптации и реабилитации.

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную оценку степени умственной отсталости. Вы­деляются легкая дебильность, средняя дебильность, выраженная дебильность. Такого рода оценка имеет большое практическое зна­чение, поскольку позволяет более точно и эффективно организо­вать учебно-воспитательный процесс. Однако критерии такой диф­ференциации до настоящего времени четко не сформулированы.

Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными неслож­ными трудовыми навыками. Однако наличие грубых дефектов вос­приятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, мо­торики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практиче­ски необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отноше­нии они, как и идиоты, являются недееспособными, и над ними ус­танавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети на­ходятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыка­ми в объеме специально разработанной для них программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Целевые ориентации
1 уровень - цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней ш ...

Педагогические основы воспитания и развития глухонемых детей
Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца. ...

Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обнов ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru