Контроль – это управленческая функция, представляющая собой систему наблюдений, проверок, анализа и оценки соответствия процесса функционирования объекта управления ранее принятым управленческим решениям, зафиксированным в нормативно – правовых актах.
Цель контроля – выявление степени соответствия воспитательного процесса целям и задачам воспитания, которые стоят перед образовательным учреждением.
Основной задачей при организации контроля следует считать выявление соответствия реального хода воспитательного процесса с теми целями воспитания, которые ставит перед образовательным учреждением общество.
Поскольку современный воспитательный процесс образовательного учреждения – это система сложная, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
• Многоцелевой- то есть направлен на проверку различных вопросов;
• Многосторонний – то есть направлен на применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту;
• Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления.
Основные функциональные задачи контроля – сбор и обработка информации о состоянии воспитательного процесса, обеспечение обратной связи о реализации управленческих решений.
Основные элементы контроля за процессом воспитания: уровень воспитанности учащихся; качество работы классного руководителя; участие родителей в воспитательном процессе; качество проведения общешкольных мероприятий; спортивно-массовая работа; качество проведения занятий по дополнительному образованию; организация патриотического, нравственного и эстетического воспитания; профилактическая работа с педагогически запущенными детьми.
Требования к организации контроля:
• ясная постановка цели контроля и своевременное проведение его по утверждённому плану;
• чёткий выбор объектов проверки, правильное определение элементов контроля и раскрытие их содержания;
• умелое использование различных форм и методов внутришкольного контроля;
• привлечение к контролю учительского коллектива, представителей общественных организаций, определение круга основных вопросов для всех, кто участвует в контроле;
• проведение целенаправленной организационно – инструктивной работы с участниками проверки;
• сопровождение результатов проверки глубоким анализом;
• своевременная реакция на выявленные недостатки в ходе проверки и принятие необходимых мер по их устранению.
Также для проведения контроля за процессом воспитания необходимо соблюдать и соответствующие правила. Основными такими правилами являются:
1. Контроль не должен быть неожиданным, исполнители должны знать о его сроке.
2. Контроль не должен быть тотальным. Следует сосредоточиться на наиболее важных моментах, где руководитель может помочь избежать ошибок.
3. Контролируя, руководитель должен не только выявлять недостатки, но и обращать внимание на успехи.
4. Руководитель не должен держать своих выводов при себе. Негативные результаты бесплодны, если они сразу же не становятся предметом обсуждения.
5. Отмечая недостатки, руководитель должен убедиться, что исполнитель согласен с его выводами и понимает, как можно исправить положение.
Выполнение этих правил необходимо, чтобы сделать контроль качественным и действующим.
Контроль за процессом воспитания имеет и соответствующие методы для своей реализации, которыми будут являться:
• Посещение и анализ внеклассных мероприятий;
• Посещение и анализ классных часов, школьных вечеров и т.д.;
• Отчёты классных руководителей на педагогическом совете;
• Наблюдение;
• Изучение школьной документации;
• Беседы с учащимися, родителями, учителями;
• Анкетирование;
• Конкурсы, смотры;
• Сочинения учащихся.
При организации контроля необходимо не только соответствие воспитательных дел поставленным воспитательным задачам, но должен производиться учёт интересов самих учащихся.
Контроль за воспитательным процессом должен быть направлен на систематическое изучение состояния работы, выполнение программы воспитания. Контролировать — это значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая воспитательный процесс и методы работы воспитателя, направлять его работу, помогать ему совершенствовать педагогическое мастерство. Контроль, в котором фиксируются только недочеты, не может помочь воспитателю добиться высоких результатов. Для того чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательной работы, он должен осуществляться регулярно и систематически.
Смотрите также::
Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...
Педагогические функции хореографического коллектива
На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличив ...
Инструкции для ребенка
Учитывая психологию детей младшего возраста (6-10 лет), авторитарный метод воспитания, выстроенный на системе назиданий и запретов, мотивируемых объяснениями того что нарушение запрете может повлечь некие негативные последствия, чаще дает слабую результативность. Поскольку этот период взросления об ...