Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок».
Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.
Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.
11. Обследование речевого дыхания
Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.
Выделяют 3 типа дыхания: – поверхностное – грудное – нижнереберное. При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном – расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) – при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.
12. Обследование темпо-ритмической организации речи
1. Определение темпа речи ребенка
Измерение темпа осуществляется у дошкольников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров: Единица измерения – слог. Характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).
Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые еще не исправлены. Также для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.
Процедура: Ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду. 14. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией
Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.
Обследование включает два вида инструкций: 1-я инструкция – выполнение задания; 2-я инструкция – оценка ребенком качества выполнения задания. Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, словаквазиомон и мы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.
13. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребёнка со стёртой дизартрией
Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль. Обследование включает два вида инструкцией: 1-я инструкция – выполнения задания; 2-я инструкция – оценка ребёнком качества выполнения задания.
Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.
В период с августа 2007 по сентябрь 2007 года в логопедической группе муниципального дошкольного детского учреждения компенсирующего вида города Челябинска №221 была проведена диагностика детей с ОНР 6,5 – 7 лет для выявления детей со стёртой формой дизартрии. Детей с таким диагнозом в данной группе было выявлено три человека: две девочки и один мальчика.
Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей использовались следующие тесты:
Обследование общей произвольной моторики.
Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.
Исследование дифференциации пространственных понятий.
Смотрите также::
Типы и структура учебных заданий по математике с элементами
историзма
Что же такое учебное задание? На этот вопрос можно ответить с точки зрения учебной деятельности. Её «основным структурным компонентом является учебная задача. Цель этой задачи – развитие обучающегося, подведение его к овладению обобщенными (основными) отношениями в рассматриваем области, к усвоению ...
Педагогические основы воспитания и развития
глухонемых детей
Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца. ...
Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действит ...