Бестужевские курсы с первых дней своего существования были демократическим учебным заведением, тесно связанным с передовой частью русского общества.
На курсах была широко развита сеть различных общественных организаций, иногда полулегального и даже нелегального характера. Первые организация были в основном экономического характера. Значительная часть слушательниц не имела никакой материальной поддержки, им на помощь приходил не только общество вспомоществования нуждающимся слушательницам, которое распределяло стипендии, выдавало бесплатные талоны в столовую, снабжало больных лекарствами и т. д., но и такие студенческие организации, как землячества, касса взаимопомощи, бюро труда и с 1906 года столовая комиссия.
В курсовых организациях, помимо рядовых курсисток, работали члены подпольной революционной организации, и это способствовало росту гражданского сознания других. В основе этих организаций лежали демократические начала: добровольное членство, правление из выборных на общих собраниях лиц – с председателем, секретарем, казначеем – и ревизионная комиссия.
Не менее значительную роль в жизни курсов играло бюро труда, организованное кассой взаимопомощи. Оно было создано в 1893 году по инициативе Н. В. Стасовой и утверждено министерством в 1897 году как легальная экономическая организация курсов. Задачей бюро было приискание работы для оканчивающих курсы, главным образом в отъезд. Остальная масса слушательниц, нуждающаяся в работе, должна была самостоятельно изыскивать средства существования. Бюро труда получило свой устав одновременно с кассой взаимопомощи в 1908 году. Работа распределялась правлением в порядке степени нуждаемости. Каждый получивший работу вносил в пользу бюро труда комиссионные. В приемной слушательниц всегда находились люди, пришедшие в бюро труда с предложением работы: уроки, переписка, корректура, переводы, счетная работа, чертежи и даже уход за больными.
Кроме организаций экономического характера, большую роль на курсах играла товарищеская читальня. Заведовали читальней сами курсистки. Администрация сюда не заглядывала. В читальню поступали периодические издания, журналы, газеты. Здесь происходили собрания курсовых организаций. В читальне можно было достать нелегальную литературу, узнать, что делается в других высших учебных заведениях, о событиях партийной жизни.
Для обсуждения отдельных событий студенческой жизни, созыва курсовых собраний и руководства ими собирались курсовые депутатки. Из собраний курсовых депутаток постепенно создался совет старост. Значение этого совета особенно возросло во время студенческих волнений. После массовых арестов и высылки многих бестужевок совет старост возглавил все дело помощи пострадавшим. Это, естественно, выдвинуло совет на первое место.
Особенно большое значение совет старост приобрел в 1905 году. Но время подъема и расцвета студенческих организаций длилось недолго. 26 сентября 1910 года министр народного просвещения Кассо запрещает все студенческие союзы и собрания.
Но без руководящего органа студенческая жизнь была невозможна. И в 1910 году идейное руководство взяла на себя нелегальная общестуденческая общественная организация – коалиционный комитет, «от имени которого до 1915 года созывались политические сходки».
Смотрите также::
Виды наглядности
Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы (во время экскурсий, выездов в природу и т.п.). 2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предпол ...
Методика проведения физкультурных занятий, игр и
физических упражнений на прогулке в старшей группе детского сада
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению дет ...
Особенности развития мелкой моторики в младшем
школьном возрасте
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше норм ...