Новое в педагогике » Кампус как центр университетской и культурной жизни » Бестужевские курсы

Бестужевские курсы

Страница 1

Бестужевские курсы с первых дней своего существования были демократическим учебным заведением, тесно связанным с передовой частью русского общества.

На курсах была широко развита сеть различных общественных организаций, иногда полулегального и даже нелегального характера. Первые организация были в основном экономического характера. Значительная часть слушательниц не имела никакой материальной поддержки, им на помощь приходил не только общество вспомоществования нуждающимся слушательницам, которое распределяло стипендии, выдавало бесплатные талоны в столовую, снабжало больных лекарствами и т. д., но и такие студенческие организации, как землячества, касса взаимопомощи, бюро труда и с 1906 года столовая комиссия.

В курсовых организациях, помимо рядовых курсисток, работали члены подпольной революционной организации, и это способствовало росту гражданского сознания других. В основе этих организаций лежали демократические начала: добровольное членство, правление из выборных на общих собраниях лиц – с председателем, секретарем, казначеем – и ревизионная комиссия.

Не менее значительную роль в жизни курсов играло бюро труда, организованное кассой взаимопомощи. Оно было создано в 1893 году по инициативе Н. В. Стасовой и утверждено министерством в 1897 году как легальная экономическая организация курсов. Задачей бюро было приискание работы для оканчивающих курсы, главным образом в отъезд. Остальная масса слушательниц, нуждающаяся в работе, должна была самостоятельно изыскивать средства существования. Бюро труда получило свой устав одновременно с кассой взаимопомощи в 1908 году. Работа распределялась правлением в порядке степени нуждаемости. Каждый получивший работу вносил в пользу бюро труда комиссионные. В приемной слушательниц всегда находились люди, пришедшие в бюро труда с предложением работы: уроки, переписка, корректура, переводы, счетная работа, чертежи и даже уход за больными.

Кроме организаций экономического характера, большую роль на курсах играла товарищеская читальня. Заведовали читальней сами курсистки. Администрация сюда не заглядывала. В читальню поступали периодические издания, журналы, газеты. Здесь происходили собрания курсовых организаций. В читальне можно было достать нелегальную литературу, узнать, что делается в других высших учебных заведениях, о событиях партийной жизни.

Для обсуждения отдельных событий студенческой жизни, созыва курсовых собраний и руководства ими собирались курсовые депутатки. Из собраний курсовых депутаток постепенно создался совет старост. Значение этого совета особенно возросло во время студенческих волнений. После массовых арестов и высылки многих бестужевок совет старост возглавил все дело помощи пострадавшим. Это, естественно, выдвинуло совет на первое место.

Особенно большое значение совет старост приобрел в 1905 году. Но время подъема и расцвета студенческих организаций длилось недолго. 26 сентября 1910 года министр народного просвещения Кассо запрещает все студенческие союзы и собрания.

Но без руководящего органа студенческая жизнь была невозможна. И в 1910 году идейное руководство взяла на себя нелегальная общестуденческая общественная организация – коалиционный комитет, «от имени которого до 1915 года созывались политические сходки».

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Сценическое действие эстрадного искусства
По мере своего развития театр сформировался как вид искусства, отображающего действительность в динамических и протяженных формах самой жизни, а концертное исполнительство осталось в основном искусством рассказа (словесного, музыкального, пластического) об отдельных ее моментах. Для создания наибол ...

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией
Данная система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить ст ...

Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru