Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в структуре управления исполнением. Общая направленность этих изменений состоит в планомерном формировании целостного контура управления.
При определении содержания этапов и стадий формирования профес-сиональной деятельности мы указывали на необходимость соблюдения в процедуре формирования общих принципов композиции и декомпозиции систем . Опираясь на них, мы пришли к выводу о необходимости постепен-ного «наращивания» психологического контура регулирования при переходе от одного этапа к другому и обеспечения условий для перехода «от общего к частному» при переходе от одной стадии к другой.
Требование организовать процесс формирования целостной деятель-ности в четыре этапа обусловлено необходимостью предварительного овла-дения тремя самостоятельными трудовыми функциями и их последующего слияния в единый целостный трудовой процесс. Независимо от избранной стратегии формирования (снизу вверх или сверху вниз) каждый этап обуче-ния должен обрести свое специфическое содержание. Так, если, например, обучение осуществляется «снизу вверх», то на первом этапе должна форми-роваться функция исполнения, а на втором — планирования, а на третьем — проектирования. Если же стратегия обучения строится «сверху вниз», то и порядок овладения трудовыми функциями будет обратным.
Ценность стратегии «сверху вниз» обусловлена тем, что в процессе формирования профессиональной деятельности учащийся как бы воспроиз-водит общественно-исторический опыт порождения продукта труда. Каждый этап деятельности, связанный с переходом от цели к проекту, от проекта к плану, от плана к продукту труда раскрывается перед ним как процедура объяснения и раскрытия сущности процесса преобразования исходного мате-риала в заданное изделие, который сначала выступает перед ним как бы схе-матически, а затем все более и более конкретно.
Смотрите также::
Развитие личности учителя в системе педагогического
образования
В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индив ...
Состояние проблемы в педагогической теории школьной
практике
Культура (лат. cultura) в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Впервые оно было введено в научный оборот античным философом Цицероном и подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и образование самого человека. В настоящее время определени ...
Работа с изобразительно – выразительными средствами языка
Необходимо отметить, что изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпите ...