Новое в педагогике » Активные методы теоритического обучения » Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков

Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в структуре управления исполнением. Общая направленность этих изменений состоит в планомерном формировании целостного контура управления.

При определении содержания этапов и стадий формирования профес-сиональной деятельности мы указывали на необходимость соблюдения в процедуре формирования общих принципов композиции и декомпозиции систем . Опираясь на них, мы пришли к выводу о необходимости постепен-ного «наращивания» психологического контура регулирования при переходе от одного этапа к другому и обеспечения условий для перехода «от общего к частному» при переходе от одной стадии к другой.

Требование организовать процесс формирования целостной деятель-ности в четыре этапа обусловлено необходимостью предварительного овла-дения тремя самостоятельными трудовыми функциями и их последующего слияния в единый целостный трудовой процесс. Независимо от избранной стратегии формирования (снизу вверх или сверху вниз) каждый этап обуче-ния должен обрести свое специфическое содержание. Так, если, например, обучение осуществляется «снизу вверх», то на первом этапе должна форми-роваться функция исполнения, а на втором — планирования, а на третьем — проектирования. Если же стратегия обучения строится «сверху вниз», то и порядок овладения трудовыми функциями будет обратным.

Ценность стратегии «сверху вниз» обусловлена тем, что в процессе формирования профессиональной деятельности учащийся как бы воспроиз-водит общественно-исторический опыт порождения продукта труда. Каждый этап деятельности, связанный с переходом от цели к проекту, от проекта к плану, от плана к продукту труда раскрывается перед ним как процедура объяснения и раскрытия сущности процесса преобразования исходного мате-риала в заданное изделие, который сначала выступает перед ним как бы схе-матически, а затем все более и более конкретно.


Смотрите также::

Методика использования дидактических игр на уроках математики в 3 классе при изучении темы “Трехзначные числа”
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе ...

Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, о ...

Особенности чтения учащихся 2 классов с отклонениями в речевом развитии
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвит ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru