Новое в педагогике » Система самостоятельной деятельности учащихся филологического профиля » Научный аспект формирования самостоятельной деятельности учащихся

Научный аспект формирования самостоятельной деятельности учащихся

Страница 1

Большое внимание вопросам развития самостоятельной деятельности уделял французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что все является идеальным только в естественном состоянии. Поэтому воспитание должно быть естественным и свободным. Необходимо создавать условия, в которых бы развивались самостоятельная деятельность и природная самодеятельность детей. Все обучение должно строиться на основе этой самодеятельности и личного опыта ребенка, развивать самообучение, способствующее усвоению большого числа фактов, чем теоретических рассуждений. В ходе обучения ребенок должен обучаться непосредственно с вещами, которые он изучает, научиться делать все своими руками, самостоятельно черпать знания из самой жизни. Только такое образование будет способствовать развитию умственных сил ребенка, его любознательности, сообразительности и других способностей. Не случайно идеи Ж.-Ж. Руссо внимательно изучались и часто использовались передовыми педагогами последующих поколений. Особое влияние они оказали на И. Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Л. Н. Толстого.

И. Г. Песталоцци дальше развил идеи Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что обучение необходимо строить так, чтобы ребенок не только овладевал знаниями, но и учился мыслить и действовать самостоятельно. У него необходимо воспитывать стремление к самостоятельному приобретению знаний.

С особой четкостью проблема самостоятельной деятельности ученика представлена А. Дистервегом и обоснована им с дидакто-методической позиции. Он утверждал, что развитие способностей человека невозможно без его усилий. А. Дистервег. одним из важнейших принципов обучения выдвигает самодеятельность. Она является основой развития ума, воли, памяти, мышления и других качеств человека. Самодеятельность, как полагает А.Дистервег, — основа развития самостоятельности и активности в обучении. Немецкий педагог утверждает, что надо широко использовать активные методы в обучении, заставлять ученика самостоятельно думать. Большая роль отводилась наглядности при объяснении материала учителем.

Значительное внимание разработке идей формирования самостоятельной деятельности, развития активности и самостоятельности подрастающего поколения уделялось русской прогрессивной педагогикой. Так, А. Н. Радищев считал, что обучение должно формировать активного, мыслящего человека. Большая роль в нем принадлежала овладению знаниями о природе, обществе. А. Н. Радищев указывал на необходимость развивать самостоятельность обучаемого, учитывать его природные особенности.

В. Г. Белинский указывает на то, что школа должна решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, формировать у учащихся цельное мировоззрение и сознательное убеждение, основанные на глубоких знаниях. Надо приблизить науку к жизни и научить школьников применять свои знания на практике. Необходимо использовать в школе активные методы, которые бы учили воспитанников учиться, развивали бы их активность и самостоятельность.

А. И. Герцен же главной задачей образования считал формирование у подрастающего поколения научного мировоззрения, свободного от религиозных предрассудков. Он требовал, чтобы образование всемерно содействовало развитию самостоятельности мышления учащихся, а не заучиванию готовых знаний. Только при таких условиях изучаемые учащимися положения будут усвоены ими осмысленно. Благодаря этому у учащихся будут развиваться критичность и самоконтроль.

Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов большое место в системе воспитания отводят общему образованию. Оно должно вооружить учащихся основательными и разносторонними знаниями о природе и обществе и сформировать научное мировоззрение. В процессе обучения необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы успешному овладению учащимися знаниями, развитию способностей, мышления и самостоятельной деятельности. При отборе необходимо учитывать возрастные особенности. Среди методов обучения Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов ведущее место отводили живому слову учителя и самостоятельной работе учащихся. Они считали, что самостоятельная работа является важнейшим средством развития мышления и привития навыков самообразования. Большая роль уделяется самостоятельному чтению.

Великий русский педагог уделял серьёзное внимание идее развития самостоятельности у учащихся в обучении. Самостоятельность К. Д. Ушинский противопоставлял скуке, которая являлась, по его мнению, источником многих детских пороков и проступков. «…В душе дитяти, — пишет он, — сильнее всего выказывается стремление к самостоятельной деятельности». В системе обучения и воспитания К. Д. Ушинский рекомендует умело организовывать опыт самостоятельной деятельности детей с учётом их особенностей. К. Д. Ушинский не признавал пассивную деятельность. Он считал, что лучшее начало состоит именно в том, чтобы привести «в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову: превратить безотчётное знание в сознательное и тем самым побудить деятельность сознания и придать ребёнку ту самостоятельность, при которой только учение и становится полезным». Самостоятельную деятельность учащихся, выполнение ими самостоятельных работ К. Д. Ушинский считает «единственно прочным основанием всякого прочного учения». При этом он подчёркивает необходимость учёта возрастных особенностей учащихся. Наилучшим средством развития активности и самостоятельности учащихся К. Д. Ушинский считает организованные самостоятельные наблюдения и опыты. Он пишет: «Язык, конечно, есть один из мощнейших воспитателей человека; но он не может заменить собою знаний, извлекаемых прямо из наблюдений и опытов . Не уметь хорошо выражать свои мысли — недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретённых знаний».

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Уровни творчества в педагогической деятельности
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества: -уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он ...

Урок литературы как диалог
Осознание уроков литературы как диалога все более утверждается в современной методике преподавания литературы в школе. Тому есть несколько причин. Прежде всего дело в самой сути искусства. Здесь явно действует не схематизм «восходящей лестницы с преодоленными ступенями», но схематизм драматического ...

Построение изображений в линзах
В учебнике Пурышевой ход лучей в линзах представлен на рисунке Рис. 28 Пурышева 7 класс Рассматривается только построение изображения точечного источника света. А построение изображение предмета остаётся совершенно не раскрытым. Это является серьёзным недостатком. В учебнике Пинского рассматриваетс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru