Экскурсия в другую группу показала, что дети проявляли явный интерес к незнакомым сверстникам, новым игрушкам, новому оформлению группы, но не пытались проявлять активности. Общение между детьми обеих групп протекало в вялой форме. Многие обращения принимали повелительную форму, например: «Смотри!», «Слушай!», «Иди!». Дети разбрелись по группкам по 3-4 человека, но вести беседу между собой им было затруднительно. Эти подгруппы быстро менялись и были неустойчивы.
Один ребенок включался в разговор, тема общения менялась, а в это время другой ребенок выходил из данной подгруппы.
Из наблюдения в ходе экскурсии в другую группу видно, что дети общались между собой, учитывая общие интересы – новая игрушка объединяла их для совместных игр, но ненадолго иногда проявлялась агрессивность «Ты очень долго играешь моей игрушкой!».
Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других. Часть детей 7-9 человек малоактивна и малоразговорчива в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание.
Во время занятий наблюдались разные высказывания детей, часть детей отвечала одним словом: «играет», «спит» и т. д.
Дети понятно и грамматически верно изъясняли свои просьбы 7 раз. В 6 случаях не могли точно выразить свою просьбу: «мне надо это» или «я не хочу».
Дети чаще общались между собой в играх, при рассматривании книг. Дети не всегда выслушивали товарищей, перебивали, стараясь ответить первым.
Дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения.
У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.
Диагностические задания третьего блока были направлены на выявление умения вести диалог в паре, подгруппе 3-5 человек, в коллективе. С этой целью были проведены сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону», подвижная игра «Гуси – гуси» и словесная дидактическая игра «Не говорить «да» и «нет».
Сюжетно-ролевая игра показала, что в паре в основном диалог принимал форму простого диалога, дети пользовались двучленными предложениями. Тем не менее, дети поддерживали общий эмоциональный тон разговора, некоторые дети использовали выражения, соответствующие нормам этикета, например: Милана С., Никита Г., Сережа Т., Настя М., Аня М., Юля Д. Но очень мало детей, которые правильно применяли неречевые средства общения. Такие дети, как Динара А., Дима Н., Илья Ч. С трудом вступают в разговор, не могут найти тему для разговора, их вопросы однотипны и обобщены.
В подвижной игре проверялось умение вести диалог в коллективе. При проведении данной игры можно было заметить, что многие дети говорят реплики совместно с коллективом, но есть дети, которые выкрикивают, не соблюдают очередность реплик. Тем самым можно сказать, что они не умеют выслушивать реплики своих партнеров. К таким детям относятся Кирилл С., Никита Г., Дима Е.
Словесная дидактическая игра «Не говорить «да» и «нет» была проведена с целью наблюдения за детьми, как они строят общение в подгруппе из 3-5 человек. Анализ данной игры показал, что дети не прислушиваются к советам воспитателя, кроме неактивных детей, таких как Рамиль Б., Никита Г. В разговорах между детьми редко встречается доброжелательность, не всегда внимательны к товарищам. Выражаются довольно понятно, связно, но не всегда выслушивают товарища, отстаивая свою точку зрения: «Я так хочу!»
В четвертый блок входила сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». Она позволила определить умение детей общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения. Наблюдение и анализ данной игры показал, что Айгуль А., Динара А. умеют договариваться для выполнения совместных действий, часто играют вместе, ведут постоянную беседу между собой, но если кто-то из взрослых обращает на них внимание, возобновляют, когда чувствуют, что на них никто не смотрит. Такие дети, как Рамиль Б., Илья Ч. быстро выходят из игры. Дети часто конфликтуют между собой при распределении руководящих ролей. В диалоге многих детей отсутствуют слова и выражения из речевого этикета.
В пятый диагностический блок была включена игра – инсценировка «Встреча колобка с медведем», которая дала возможность выявить какими неречевыми средствами общения пользуются дети при построении диалога «колобка и медведя». Малоактивные, стеснительные необщительные дети такие, как АйгульА., Динара А., Илона Ш., Алеша Е. подкручивали пальцами платье, крутили пуговицу на рубашке. При ведении диалога колобка с медведем мимикой и жестами не пользовались, речь их была тихой, невыразительной. А вот Милана С., Матвей Н., Настя М., Аня М., Вова К. передавали диалог с выражением, использовали соответствующие ситуации мимику и жесты.
Смотрите также::
Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...
Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...
Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...