Новое в педагогике » Православная педагогика » Механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической культуры

Механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической культуры

Страница 1

Стержнем выстраивания системы религиозного образования сегодня является церковный приход, являющийся образцом «обучающего воспитания» (прот. В. Зеньковский). Другой характерной чертой является выстраивание литургического соборного единства прихожан. Полноценное религиозное образование в рамках приходской жизни предполагает соединение «веры и знания», организацию православного просвещения. Одним из важнейших направлений образовательной деятельности православных церковных приходов было и остается религиозно-нравственное воспитание и развитие детей, подростков и юношества на основе традиционных православных ценностей.

Чаще всего религиозное образование на приходе осуществляется через деятельность воскресной школы. Она «имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви». В настоящее время воскресную школу принято называть «церковно-приходская воскресная школа», хотя это не означает того, что занятия обязательно проходят по воскресеньям. Во многих школах обучение организуется по субботам перед всенощным бдением. После занятий устраивается отдых детей, а затем они идут в храм. Наиболее распространенными типами воскресных школ являются школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские.

Церковно-приходские воскресные школы являются «начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение». Из сформулированной цели, а также из обобщения опыта работы ряда современных воскресных школ Никитская Е.А. выделяет ряд задач их деятельности:

формирование православных представлений о Боге, мире, человеке;

воспитание благоговейного отношения к святыне;

изучение Евангелия и разъяснение Евангельского Благовестия, выработка навыка регулярного чтения Священного Писания;

разъяснение Символа Веры Православной Церкви;

понимание догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;

изучение истории Церкви, в т.ч. Русской Православной Церкви;

разъяснение учащимся содержания и смысла церковного Богослужения, учение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причащения;

обучение молитве домашней и церковной;

воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, необходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом;

разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни;

воспитание любви к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитания навыка заботы о болящих и бедных;

воспитание любви к родной земле, своей Родине, изучение ее истории;

приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, в т.ч. православной, к церковному искусству.

Таким образом, несмотря на то, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и изучение Закону Божию детей прихожан, в то же время немаловажной их функцией является воспитание благоговения и христианской нравственности, «культивирование» интереса к богословскому просвещению. Поэтому деятельность современных воскресных школ, как правило, не ограничивается только передачей информации о Священной и Церковной истории. Обучающимся в них предоставляется положительная, духовная, социально значимая система ценностей с тем, чтобы сами воспитанники ощущали нужность и важность своих занятий даже в среде неверующих детей. Воспитание в воскресной школе связывают с устроением жизни ребенка. Духовные понятия закладываются параллельно с теми занятиями, которые вызывают в них усердие и интерес.

Никитская Е.А., обобщив деятельность ряда воскресных школ, выделяет следующие наиболее популярные по степени распространенности и заинтересованности детей, а также наиболее педагогически эффективные и целесообразные направления учебно-воспитательной работы: просветительское, социальное служение, культурно-образовательное, военно-спортивное. Довольно распространены в воскресных школах кружки рукоделия для девочек и мастерские для мальчиков, но все это, конечно, зависит от конкретных условий того или иного прихода и храма. При многих школах создаются хоры, на сегодняшний день среди них есть такие, что по своему профессиональному уровню способны выступать с концертными программами.

К деятельности школ широко привлекаются родители, что способствует укреплению духовных связей между прихожанами храма, при котором действует воскресная школа. Учащиеся воскресных школ посещают богослужения, а также, по мере своих возможностей, деятельно участвуют в них, несут послушания в храме.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Задача параграфа: раскрыть понятие «компьютерная зависимость», проанализировать влияние компьютерной зависимости на процесс воспитания детей, выявить стадии компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за ...

Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики
Согласно опросу игровые технологии наиболее предпочитаемы в использовании на уроках математики, как среди учителей, так и среди учащихся-практикантов. По их мнению, игра одна из педагогических инноваций, использование которой способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию личности ...

Рекомендации специалистам по организации психокоррекционной работы, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта
Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru