Новое в педагогике » Православная педагогика » Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России

Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России

Страница 2

Школьное образование и церковно-монастырское просвещение, в том числе с помощью литературного слова, постепенно начали оказывать влияние на практику семейного воспитания в России, преображая ее новозаветными мотивами любви к ближнему. Традиции устроения христианской семьи и воспитания в ней детей сами становятся средством воспитания, неотъемлемой частью ценностей русского общества. Это, прежде всего, отношение к браку как к духовному единению; понимание любви между супругами как сострадания, милосердия без приоритета чувственных оттенков; иерархичность устроения семьи; взаимодополняемость отцовского и материнского воспитания; духовная опека над детьми в силу осознания ответственности за них как в жизни вечной, так и на земле; обязанность отца охранять нравы дома; страх Божий как основа воспитания и т.д.

Вплоть до конца XVII века развитие российского образования происходило в контексте религиозного миросозерцания, опираясь на христианско-православную традицию. Учение представлялось не обучением и воспитанием, а духовным возрастанием человека, совершающимся под руководством Церкви.

XVIII век стал временем усвоения западноевропейской культуры, развития светского мировоззрения – секуляризма, отрывавшего постепенно российское культурное самосознание от традиционного религиозно-церковного мировоззрения.

В начале XIX века, после столетнего периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, вновь значительная роль в организации отечественного образования стала отводиться духовенству, соответственно возросло количество церковно-приходских школ. Образовательная политика государства выстраивалась в то время на триаде С.С. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». «Православие» рассматривалось как основа нравственности, морально-этических, культурных устоев, исторически сложившихся в политической и общественной жизни России, отвергающая любое проявление сектантства, ведущее к дестабилизации и расколу в российском обществе. «Самодержавие» отождествлялось с понятием государственности, т.е. с уважением и почитанием власти. Определяя понятие «Народность», С.С. Уваров рассматривал его, с одной стороны, как синоним равноправия исторического народа в среде других таких же, а с другой – как показатель индивидуальности, несхожести, своеобразия как постоянной величины, не подверженной прогрессистским изменениям.

В это время философы-славянофилы высказывают в своих трудах идею функционирования в стране русской национальной школы, тесно связанной с духовными ценностями православной культуры и Церковью. Данная идея была научно обоснована в творчестве К.Д. Ушинского, поддержана государственными деятелями, в том числе К.П. Победоносцевым, удачно реализована на практике, прежде всего С.А. Рачинским.

После революции церковная школа в России была упразднена, Церковь законодательно отделили от школы. Однако идея церковной школы «обучающего воспитания» свое дальнейшее практическое воплощение и научно-педагогическое обоснование получила в среде русской эмиграции, в частности в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.

Таким образом, рассматривая православную педагогику как часть духовной и социально-педагогической практики российского общества, необходимо отметить, что православная религия и культура были опосредованы в ней путем создания церковной школы, функционирующей в соответствии с идеей «обучающего воспитания» и ориентированной на духовно-нравственное развитие личности, организацией взаимодействия образования с церковно-монастырской культурой, формирования определенных традиций и норм взаимоотношений в семье, в школе, в Церкви (духовное наставничество), а также их взаимовлияния.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Сущность исследуемого явления
Родители. В чем заключается сущность этого понятия? Что под этим словом подразумеваем мы, а кого и что видит в этом слове ребенок? В первую очередь, родители – это самые близкие люди для ребенка, функции которых заключаются в удовлетворении его потребностей, его самые первые и самые важные воспитат ...

Характеристика выборки, организация и методы исследования
Для доказательства гипотезы исследования установления факторов, влияющих на активное применение средств инфокоммуникационных технологий в самообразовании был проведен педагогический эксперимент. Выборка была сформирована из студентов центра дистанционного обучения Нижнекамского филиала Института эк ...

Основные модели использования домашнего компьютера в системе школьного образования
В основании системного подхода к организации образовательного процесса с использованием домашнего компьютера должны быть модели такого образовательного процесса. Рассмотрим некоторые из них. 6 Домашний компьютер используется без ведома учителя. Компьютер выполняет роль домашнего репетитора. При это ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru