Новое в педагогике » Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки » Цели образования

Цели образования

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа- требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.

В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получило название "формальное образование". Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это имело название " материальное образование". Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образованияконкретизируются в следующих задачах:

- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;

- развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;

- формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств;

- формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самообучении, в использовании информации и информационных технологий; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания, и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;

- формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.

С 50 годов 20 века в дидактике есть тенденция формулировать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, которым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: познавательные, аффективные, психомоторные.

Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, выглядит так.

1. Знание.

Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.

2. Понимание.

Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.

3. Применение.

Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.

4. Анализ.

Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.

5. Синтез.

Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.

Вот пример формулировки целей обучения в терминах поведения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов.

Другой пример: ученик по окончании изучения темы должен уметь употреблять систему настоящих (или прошедших) времен глагола в английском языке в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в устной и письменной речи на таком-то лексическом материале.

Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения - состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.


Смотрите также::

Сущность педагогического искусства
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убеж ...

Подготовка лекций по праву
Подготовка к лекции предполагает несколько важных условий и основных стадий: знание преподавателем основных положений философии как пауки о наиболее общих законах и закономерностях развития природы и общества как теоретической и методологической основы любой отрасли научного знания; глубокое и всес ...

Средневековый университет. Происхождение
Первоначально слово «университет» не имело ничего общего со школой. Им называли любое сообщество людей, связанных взаимной присягой. Этот корпоративный вид объединения людей отличали горизонтальные связи – вместо тех, которые основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. «Универс ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru