Применяя метод беседы при изучении материала "Средней сложности, следует предусмотреть ряд условий.
Первое условие — целенаправленность проводимой беседы. Учитель должен четко себе представлять цель беседы, представлять, на что нужно направить внимание школьников для достижения этой цели. В одних случаях важно сосредоточить внимание учащихся на воспроизведении ранее пройденного материала, необходимого для восприятия нового, изучаемого. Например, для понимания сущности роста корня учащиеся должны вспомнить Процесс деления растительной клетки, а при изучении минерального питания растений им понадобятся знания о внешнем и внутреннем строении корня, о корневом делении.
В других случаях необходимо сосредоточить внимание учащихся на лучшем запоминании изучаемого материала. Например, при изучении процесса дыхания растений внимание учащихся должно быть сконцентрировано на свойствах газов, газообмене при дыхании, агротехнических приемах, проводимых человеком в целях улучшения аэрации почвы, и т. д.
Второе условие — использование для беседы интересных фактов, результатов опыта или эксперимента, демонстрации натуральных объектов — факторов, способствующих эмоциональному настрою представить ранее изученное, найти логические связи с изучаемым, сделать необходимые выводы.
Третье условие — постепенное усложнение вопросов беседы, направленное на более самостоятельное оперирование знаниями. Реализуется это условие при соблюдений первых двух путем постановки перед учащимися вопросов, требующих от ученика более сложных умственных действий. Для этого следует из урока в урок увеличивать число вопросов, требующих для ответа не репродуктивных знаний, а продуктивного мышления. При этом следует усложнять и приемы, активизирующие умственную работу ученика, и уменьшать помощь со стороны учителя.
Демонстрируя вытяжку хлорофилла, полученную при, изучении внутреннего строения листа, учитель задает вопрос: что это за вещество, из каких клеток оно получено? (Актуализация ранее приобретенных знаний )
Демонстрируя проросток фасоли, выращенный на свету, и проросток, выращенный без света, учитель задает вопрос: какие условия нужны для образования хлорофилла? (Самостоятельное установление причинно-следственных связей по результатам опыта.)
Как определить наличие крахмала в листьях? (Умозаключение.)
Почему не образовался крахмал в белых полосках хлорофитума? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)
Почему не оказалось крахмала в листе растения, простоявшего в темном помещении несколько дней? Куда он мог исчезнуть за это время? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)
Какие условия необходимы для образования в листьях крахмала? (Обобщение знаний.)
Что произойдет, если на срез клубня картофеля нанести каплю йода? (Оперирование знаниями.).
Как перемещается образовавшийся в листьях крахмал в другие органы растения? В каком виде он перемещается? На что расходуется крахмал, образовавшийся в листьях растения? (Оперирование знаниями).
При проведении поисковой беседы по указанным выше вопросам обеспечивается высокая познавательная самостоятельность учащихся, их активность, отмечается понимание и запоминание сложного материала урока.
При изучении темы «Стебель» учитель имеет возможность так спланировать проведение беседы, чтобы пятиклассники приводили доказательства, обоснования, собственные умозаключения. Например, на уроке «Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю» можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы.
Какие органические вещества входят в состав семян? Как это можно установить?
Чем можно объяснить наличие крахмала в семенах?
Где образовался крахмал?
Как он переместился по растению?
Где содержится запас питательных веществ?
Как определить, по какому слою стебля перемещаются органические вещества?
Смотрите также::
Система работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного
возраста и пути их коррекции в процессе обучения
При прохождении практики мы осуществляли работу коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. В связи с этим, нами подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность речи детей ...
Общая характеристика технического мышления
Особенности многих технических задач и объектов, само оперирова-ние производственно-техническим материалом придают мышлению свое-образный характер. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действитель-ности и осуществ-ляется также через р ...
Дидактические основы использования технических средств обучения и
воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...