Вопросы последующих бесед Должны ориентировать школьников на осмысленный, обобщенный ответ. Например, при изучении клеточного строения растения можно задать учащимся такие вопросы.
Какие признаки сходства характерны для всех органов растения? В чем состоит их отличие?
Чем объясняется это отличие?
В чем выражается взаимосвязь органов растения?
В работе учителя метод беседы должен всегда сочетаться с другими приемами и методами. Так, в начале обучения предмету метод беседы должен использоваться в сочетании с методом наблюдения. Особенно важно такое сочетание при изучении физиологического материала, При этом следует строго продумывать вопросы беседы, способствующие обобщению имеющихся знаний и развитию приемов логических операций. На первых этапах обучения целесообразно давать учащимся образцы обобщенных ответов. Приведем пример. Чтобы ученик дал Правильный ответ на вопрос «Что представляет собой семя растения?», следует сориентировать его на использование имеющихся у него конкретных знаний, например, о строении семени фасоли. Если ученик вспомнит, что семя фасоли имеет кожуру и зародыш (с зародышевым корешком, зародышевым стебельком, почечкой с листочками и семядолями), он без труда ответит на вопрос, указав, что семя — это зародыш будущего растения, оно имеет запас питательных веществ и защищено от неблагоприятных условий.
Наконец важно помнить о том, чтобы в ходе беседы обязательно использовались различные приемы фиксации изучаемого материала — составление и заполнение таблиц, схем, зарисовка объектов и их частей, письменные ответы и т. п. Это помогает.учителю контролировать действия каждого ученика, следить за тем, как усваивается на уроке изучаемый материал.
Итак, использование метода беседы на уроке дает учителю реальную возможность развивать познавательную самостоятельность учащихся. Успех работы будет зависеть от того, насколько правильно определит учитель место этого метода в учебном процессе, продумает цель и содержание вопросов беседы, степень самостоятельности учащихся в подготовке ответов на вопросы, четко спланирует деятельность учащихся на уроке.
Смотрите также::
Перечень и описание модульных блоков
Таблица №2 Название описание модульных блоков Используемое оборудованные инструменты МБ№1. Основы использования ПК. Изучаются основные узлы ПК и переферийного оборудования, правила технической эксплуатации ПК, основы работы с ПК, организуется рабочее место, выполняются основные операции по использо ...
Основные положения Болонской Декларации
Цель Болонской декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит шесть ключевых положений: 1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориента ...
Воспитание, процесс воспитания
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскол ...