Вопросы последующих бесед Должны ориентировать школьников на осмысленный, обобщенный ответ. Например, при изучении клеточного строения растения можно задать учащимся такие вопросы.
Какие признаки сходства характерны для всех органов растения? В чем состоит их отличие?
Чем объясняется это отличие?
В чем выражается взаимосвязь органов растения?
В работе учителя метод беседы должен всегда сочетаться с другими приемами и методами. Так, в начале обучения предмету метод беседы должен использоваться в сочетании с методом наблюдения. Особенно важно такое сочетание при изучении физиологического материала, При этом следует строго продумывать вопросы беседы, способствующие обобщению имеющихся знаний и развитию приемов логических операций. На первых этапах обучения целесообразно давать учащимся образцы обобщенных ответов. Приведем пример. Чтобы ученик дал Правильный ответ на вопрос «Что представляет собой семя растения?», следует сориентировать его на использование имеющихся у него конкретных знаний, например, о строении семени фасоли. Если ученик вспомнит, что семя фасоли имеет кожуру и зародыш (с зародышевым корешком, зародышевым стебельком, почечкой с листочками и семядолями), он без труда ответит на вопрос, указав, что семя — это зародыш будущего растения, оно имеет запас питательных веществ и защищено от неблагоприятных условий.
Наконец важно помнить о том, чтобы в ходе беседы обязательно использовались различные приемы фиксации изучаемого материала — составление и заполнение таблиц, схем, зарисовка объектов и их частей, письменные ответы и т. п. Это помогает.учителю контролировать действия каждого ученика, следить за тем, как усваивается на уроке изучаемый материал.
Итак, использование метода беседы на уроке дает учителю реальную возможность развивать познавательную самостоятельность учащихся. Успех работы будет зависеть от того, насколько правильно определит учитель место этого метода в учебном процессе, продумает цель и содержание вопросов беседы, степень самостоятельности учащихся в подготовке ответов на вопросы, четко спланирует деятельность учащихся на уроке.
Смотрите также::
Воспитательное и оздоровительное значение проведения прогулки детей на
свежем воздухе в старшей группе детского сада
	 Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи (умение объяснить и сформулировать свои представления). Привлечение детей к подготовке необходимых для ...
	
Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной
направленности старшеклассников
	 Выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и др. делает его развитой самостоятельной личностью. Понимание самоопределения обычно происходит в юности, хотя процесс начинается еще в подростковом возрасте и проявляет себя через опробование различных социальны ...
	
Семейное воспитание
	 Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении лич ...