Новое в педагогике » Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника

Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника

Страница 3

С каждым годом, по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослых - обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознавать себя, свои достоинства и недостатки. К 5 годам малыш может оценить свой поступок - с точки зрения его последствий - в адрес другого человека и самого себя. Ему уже понятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, будет грустно и неприятно и ему, и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У ребенка складывается интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, девочки играют в куклы, а мальчики в машинки и др.).

Процессу личностного осознания способствуют как оценка со стороны, так и самооценка. На протяжении дошкольного детства самооценка, оценочные суждения о себе становятся все более полными, детальными, развернутыми. Теперь ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Меня любят: играют со мной, дают игрушка, угощают»). В старшем дошкольном возрасте он все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональное состояние. Возрастает самостоятельность и критичность оценки и самооценки. Ребенок обращает внимание прежде всего на те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие и от которых зависит его положение в группе. Он оценивает прежде всего других, нежели себя. Отсюда создаются предпосылки для формирования потребности в Самоактуализации, т.е. быть в мире с самим собой, быть тем, кем можешь быть, быть верным своей природе.

Как правило, самооценка дошкольника завышена, это своеобразный механизм личностной защиты в тех случаях, когда его с кем-то сравнивают. Очень важно понимать: ребенку 3-5 лет необходима похвала, положительная оценка взрослого. Обсуждая поведение ребенка, целесообразно оценивать не его личность в целом («хороший», «добрый», «ленивый» и т.д.), а конкретные действия и поступки, сравнивать достижения и поступки с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других.

Суть в том, что, если ребенок воспитан в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, он стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности, его природа.

Задача воспитателя – построить взаимодействие с родителями так, чтобы комфортное проживание ребенком дошкольного детства, становление его как личности, воспитание нравственных качеств и, вообще, психического и физического здоровья было не только его заботой.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Особенности речевых расстройств у детей с РДА
В.М.Башина и Н.В.Симашкова считает, что в настоящее время ранний детский аутизм рассматривают в круге дизонтогенеза, одним из кардинальных проявлений которого являются нарушения развития речи. L.Kanner (1943) к одному из проявлений синдрома аутизма отнес искаженное развитие речи с только ему присущ ...

Педагогическое руководство как педагогический феномен
Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, и культурными целями. Педагогическое руководство предста ...

Принцип историзма в обучении математике
Чтобы понять сущность принципа историзма, для начала необходимо рассмотреть историю становления этого принципа в обучении. Вопрос о целесообразности использования элементов истории математики и историко-генетического метода в процессе обучения не является новым. К нему на протяжении 300 лет обращал ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru