С каждым годом, по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослых - обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознавать себя, свои достоинства и недостатки. К 5 годам малыш может оценить свой поступок - с точки зрения его последствий - в адрес другого человека и самого себя. Ему уже понятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, будет грустно и неприятно и ему, и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У ребенка складывается интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, девочки играют в куклы, а мальчики в машинки и др.).
Процессу личностного осознания способствуют как оценка со стороны, так и самооценка. На протяжении дошкольного детства самооценка, оценочные суждения о себе становятся все более полными, детальными, развернутыми. Теперь ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Меня любят: играют со мной, дают игрушка, угощают»). В старшем дошкольном возрасте он все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональное состояние. Возрастает самостоятельность и критичность оценки и самооценки. Ребенок обращает внимание прежде всего на те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие и от которых зависит его положение в группе. Он оценивает прежде всего других, нежели себя. Отсюда создаются предпосылки для формирования потребности в Самоактуализации, т.е. быть в мире с самим собой, быть тем, кем можешь быть, быть верным своей природе.
Как правило, самооценка дошкольника завышена, это своеобразный механизм личностной защиты в тех случаях, когда его с кем-то сравнивают. Очень важно понимать: ребенку 3-5 лет необходима похвала, положительная оценка взрослого. Обсуждая поведение ребенка, целесообразно оценивать не его личность в целом («хороший», «добрый», «ленивый» и т.д.), а конкретные действия и поступки, сравнивать достижения и поступки с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других.
Суть в том, что, если ребенок воспитан в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, он стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности, его природа.
Задача воспитателя – построить взаимодействие с родителями так, чтобы комфортное проживание ребенком дошкольного детства, становление его как личности, воспитание нравственных качеств и, вообще, психического и физического здоровья было не только его заботой.
Смотрите также::
Коллективизм как социальное и психолого-педагогическое явления
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединенная группа. Неудивительно, что оно стало очень не четким, ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Разные авторы дают разные определения коллективу и коллективизму. Коллектив – (от латинского с ...
Проведение развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, на занятиях стретчингового типа, вечера досуга, динамические паузы и др. На каждом физкультурном занятии мы использовали подвижные игры ...
Тренажер, включающий модель, основанную на уравнениях баланса
с коэффициентами, полученными из экспериментальных данных
Существенным шагом вперед в сфере построения моделей энергоблоков стало признание того факта, что модели должны напрямую строиться на основе физических законов, которыми определяется функционирование реального объекта. Прежде всего, это законы сохранения энергии (тепла), массы и количества движения ...