В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания.
Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность.
Письменная речь - процесс выражения мыслей в графической форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. Базой письменной речи является устная речь, в частности говорение, связанное с письмом самими механизмами порождения высказывания:
l замысел (что сказать);
l отбор нужных средств языка (как сказать, подбор слов, их сочетание в высказывании);
Чтобы овладеть техникой письма нужно познакомиться с алфавитом. Знакомство с ним происходит в процессе вводно-фонетического курса. Гальскова И.Д. дает следующее определение понятия “письмо”.
Письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.
Бабинская П.К. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия “письменная речь”. Итак, письменная речь - вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.).
А Мильруд Р.П. даёт следующие характеристики.:
1. письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове;
2. письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаниях.
А.А. Утробина же приводит такие определения понятий:
1. письмо - деятельность, направленная на графическую фиксацию речи и её элементов;
2. письменная речь - вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменном виде.
Трудно не согласиться с Гальсковой И. Д., что письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта.
При построении письменного текста составитель обычно следует определенной логической цепи: мотив, цель, предмет, адресат.
Галькова И.Д. приводит следующие особенности текста как продукта письма:
l композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;
l единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
l соотнесенностью заголовка с содержанием;
l предметным содержанием;
l коммуникативными качествами.
Письмо как средство и цель обучения введено в учебный процесс параллельно, позволяя осуществлять коммуникацию, не имея богатых языковых средств. Сысоева Е. Э. убедительно показывает, что умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвинуто развитие умений письменно выражать свои мысли, то есть использовать письмо как средство общения.
Согласно Госстандарту:
1. учащиеся 5-7 классов должны уметь:
l делать выписки из текста;
l писать короткие поздравления (до 30 слов, включая адрес), выражать пожелание;
l заполнять бланки, указывая пол, возраст, имя, фамилию;
l писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма -50-60 слов, включая адрес ;
2. учащиеся 8-9 классов должны уметь:
l делать выписки из текста;
l писать короткие поздравления, объем - 30-40 слов, включая адрес;
l заполнять бланки, указывая пол, возраст, имя, фамилию;
l писать личное письмо по образцу без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выражать благодарность, просьбы), использовать материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого общения (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).
Гальскова И. Д. справедливо отмечает, что средний этап (5-7 классы) должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяется тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Умения, которыми должен владеть ученик (по Гальсковой) :
Смотрите также::
Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...
Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном
возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...
«Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов
Вначале была лепешка. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов тес ...