Новое в педагогике » Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на среднем этапе » Характеристика письменной речи

Характеристика письменной речи

Страница 1

В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания.

Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность.

Письменная речь - процесс выражения мыслей в графической форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. Базой письменной речи является устная речь, в частности говорение, связанное с письмом самими механизмами порождения высказывания:

l замысел (что сказать);

l отбор нужных средств языка (как сказать, подбор слов, их сочетание в высказывании);

Чтобы овладеть техникой письма нужно познакомиться с алфавитом. Знакомство с ним происходит в процессе вводно-фонетического курса. Гальскова И.Д. дает следующее определение понятия “письмо”.

Письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.

Бабинская П.К. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия “письменная речь”. Итак, письменная речь - вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.).

А Мильруд Р.П. даёт следующие характеристики.:

1. письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове;

2. письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаниях.

А.А. Утробина же приводит такие определения понятий:

1. письмо - деятельность, направленная на графическую фиксацию речи и её элементов;

2. письменная речь - вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменном виде.

Трудно не согласиться с Гальсковой И. Д., что письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта.

При построении письменного текста составитель обычно следует определенной логической цепи: мотив, цель, предмет, адресат.

Галькова И.Д. приводит следующие особенности текста как продукта письма:

l композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;

l единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;

l соотнесенностью заголовка с содержанием;

l предметным содержанием;

l коммуникативными качествами.

Письмо как средство и цель обучения введено в учебный процесс параллельно, позволяя осуществлять коммуникацию, не имея богатых языковых средств. Сысоева Е. Э. убедительно показывает, что умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвинуто развитие умений письменно выражать свои мысли, то есть использовать письмо как средство общения.

Согласно Госстандарту:

1. учащиеся 5-7 классов должны уметь:

l делать выписки из текста;

l писать короткие поздравления (до 30 слов, включая адрес), выражать пожелание;

l заполнять бланки, указывая пол, возраст, имя, фамилию;

l писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма -50-60 слов, включая адрес ;

2. учащиеся 8-9 классов должны уметь:

l делать выписки из текста;

l писать короткие поздравления, объем - 30-40 слов, включая адрес;

l заполнять бланки, указывая пол, возраст, имя, фамилию;

l писать личное письмо по образцу без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выражать благодарность, просьбы), использовать материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого общения (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).

Гальскова И. Д. справедливо отмечает, что средний этап (5-7 классы) должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяется тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Умения, которыми должен владеть ученик (по Гальсковой) :

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Программа формирования экономической культуры младших школьников
Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников. Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экон ...

Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим понятия «компьютерных игр», проанализируем педагогический опыт исследователей, раскроем содержание, классификацию игр и их влияние на процесс воспитания детей. Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло з ...

Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru