Новое в педагогике » Формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на среднем этапе » Характеристика письменной речи

Характеристика письменной речи

Страница 1

В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания.

Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность.

Письменная речь - процесс выражения мыслей в графической форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. Базой письменной речи является устная речь, в частности говорение, связанное с письмом самими механизмами порождения высказывания:

l замысел (что сказать);

l отбор нужных средств языка (как сказать, подбор слов, их сочетание в высказывании);

Чтобы овладеть техникой письма нужно познакомиться с алфавитом. Знакомство с ним происходит в процессе вводно-фонетического курса. Гальскова И.Д. дает следующее определение понятия “письмо”.

Письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.

Бабинская П.К. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия “письменная речь”. Итак, письменная речь - вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.).

А Мильруд Р.П. даёт следующие характеристики.:

1. письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове;

2. письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаниях.

А.А. Утробина же приводит такие определения понятий:

1. письмо - деятельность, направленная на графическую фиксацию речи и её элементов;

2. письменная речь - вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменном виде.

Трудно не согласиться с Гальсковой И. Д., что письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта.

При построении письменного текста составитель обычно следует определенной логической цепи: мотив, цель, предмет, адресат.

Галькова И.Д. приводит следующие особенности текста как продукта письма:

l композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;

l единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;

l соотнесенностью заголовка с содержанием;

l предметным содержанием;

l коммуникативными качествами.

Письмо как средство и цель обучения введено в учебный процесс параллельно, позволяя осуществлять коммуникацию, не имея богатых языковых средств. Сысоева Е. Э. убедительно показывает, что умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения.

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвинуто развитие умений письменно выражать свои мысли, то есть использовать письмо как средство общения.

Согласно Госстандарту:

1. учащиеся 5-7 классов должны уметь:

l делать выписки из текста;

l писать короткие поздравления (до 30 слов, включая адрес), выражать пожелание;

l заполнять бланки, указывая пол, возраст, имя, фамилию;

l писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма -50-60 слов, включая адрес ;

2. учащиеся 8-9 классов должны уметь:

l делать выписки из текста;

l писать короткие поздравления, объем - 30-40 слов, включая адрес;

l заполнять бланки, указывая пол, возраст, имя, фамилию;

l писать личное письмо по образцу без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выражать благодарность, просьбы), использовать материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого общения (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).

Гальскова И. Д. справедливо отмечает, что средний этап (5-7 классы) должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяется тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Умения, которыми должен владеть ученик (по Гальсковой) :

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стрем ...

Роль воспитателя в развитии у детей творческих способностей
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косве ...

«Соленое тесто» как один из видов нетрадиционных материалов
Вначале была лепешка. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов тес ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru