В историческом развитии общества всегда выступают два процесса: познание окружающего мира - с одной стороны, и обучение подрастающих поколений с другой. На любой ступени развития общества оба процесса представляют непременное условие его существования. Каково соотношение между ними? На первый взгляд может показаться, что это различные, мало связанные между собой процессы. Задачи познания - открытие новых фактов и законов развития объективного мира. Задача обучения - вооружение людей теми знаниями и опытом, которых достигло познание. Между познанием и обучением имеются внутренние, глубокие связи; познание является первичным по отношению к обучению. Обучение имеет своим содержанием знания, которые представляют собой результат, продукт познания. Но это вторичное обусловлено объективно. Для того чтобы знание как результат познания могло быть использовано обществом, применено в жизни, оно должно быть усвоено членами общества, т. е. стать содержанием обучения. Только при этом условии возможно и дальнейшее развитие познания, науки. Даже при схематическом (см. рис. 1) рассмотрении выступают сложные связи между познанием и обучением. В действительности эти связи реализуются не непосредственно, а опосредованно как взаимосвязь движения наук о природе и обществе, с одной стороны, и процесса образования и обучения — с другой.
Подобный взгляд на связь познания и обучения разделяется не всеми. Многие идеалисты не признают роль практики как источника познания. Познание рассматривается ими как произвольная деятельность человеческого сознания, не связанная с практикой, с потребностями жизни. Кант, например, представлял познание как созерцание предметов и явлений, сопровождаемое рассудочным мышлением. Созерцание или чувственное восприятие явлений, по Канту, происходит в силу того, что человеку до всякого чувственного опыта присущи от природы определенные формы созерцания (категории пространства и времени), в которые «укладываются» и в которых упорядочиваются все ощущения. Признавая возможность познаваемости явлений («феноменов»), Кант утверждал, что сущность их, т. е. «вещь в себе», непознаваема. Эта теория познания явилась основой агностической трактовки процесса обучения.
Изучение различных теорий процесса обучения советскими педагогами приводит к убедительному выводу о том, что каждая содержательная теория обучения имеет своей основой определенную теорию познания, которая в свою очередь является существенной частью той или иной философской системы. Этим в конце концов и объясняется идейная направленность теории. Сучения, ее социальная природа. Таким образом, разработка дворни обучения, в силу внутренних связей их с определенными гносеологическими позициями, явилась ареной борьбы идеализма материализма в вопросах обучения и воспитания молодого поколения. Советский педагог Н. К. Гончаров пришел к следующим выводам: «Теория обучения, как-то можно проследить лирически, всегда была связана с теорией познания. Гносеологические взгляды того или иного педагога неизбежно находили свое конкретное выражение в его теории обучения».
|
Смотрите также::
Закон преломления света
В учебнике Касьянова, данная тема обширно представлена определениями и описанием законов. Кроме того, в нём много рисунков. Подобные рисунки есть и в учебнике Мякишева. Рис. 57 Касьянов 11 класс Рис. 58 Касьянов 11 класс Рис. 59 Касьянов 11 класс Рис. 60 Касьянов 11 класс Рис. 61 Мякишев 11 класс Р ...
Учебная сторона кампуса
Хорошо ли, что американцу любого возраста попасть на кампус теперь легко? Практически записаться можно через компьютерную систему. Поступают сразу в несколько университетов и потом выбирают. Специализации в первые годы обучения нет, нет и обязательных курсов, лишь их количество. Исправляя слабые ст ...
Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социаль ...