Подводя итог таблицы 2, следует, что коррекционная работа с детьми I-II-й групп РДА по формированию поведения направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка.
Формирование поведения детей III-IV-й групп РДА происходит через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.
Переходя к следующему направлению работы – коррекции эмоциональной сферы (табл. 3), необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии.
Таблица 3
Эмоциональное воспитание |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
- гнев, протекающий в форме аффекта - отвращение (протекающее совместно с гневом) - страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности |
- установление положительного эмоционального контакта с ребенком - преодоление негативных реакций на окружающую среду - коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре - обучение ребенка «языку чувств» (т.е. формирование эмоций) - развитие творческих способностей - проведение индивидуальной |
- применение игр, помогающих установить положительный эмоциональный контакт с детьми I-II групп РДА - преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру. - создание спокойной обстановки - игровые упражнения, рекомендованные для детей III-IV-й групп РДА - развитие инициативы ребенка - обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции |
- игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про…», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх вниз», «Поскачем на лошадке», «Наш дом», «Построим дом» (описание игр в приложении 7) - используются картинки с эмоциональным фоном - игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой», «Почувствуй чувство»(приложение 8 - прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д. | |||
работы с родителями - применение метода холдинг-терапии (удерживание) для установления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка |
- обучение приемам направленным на распознавание интонаций - обучение речевой и поведенческой этике - обучение приемам и способам анализа собственных эмоций - обучение пантомимике; распознавание. воспроизведение, изображение и отгадывание различных походок, движений |
- сопереживание персонажам из сказок, игр - рассматривание собственной мимики перед зеркалом - игры: «Угадай, кто так делает», «Танец», «Пантомима» - как активизация воображения (приложение 8) | ||||
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к занятиям ребенка, не предлагая ничего нового, преобразовывает постепенно стереотипные действия в эмоциональную игру. А создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Далее рассмотрим следующее направление коррекционной работы – формирование игровых действий, умений (табл. 4). Это важное направление, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.
Таблица 4
Формирование игровых действий |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
-игра одиночная -игра рядом -игра с кратковременным или долговременным взаимодействием -выясняется наличие игровых действий -обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением -умение выполнять цепочку действий -определяется насколько тяжело сосредоточиться -обращается внимание на избирательные интересы ребенка -спонтанный интерес ребенка к окружающему миру -преобладают манипуляции с неигровыми предметами -стереотипные действия -игра некоммуникативная |
-установление эмоционального контакта -преодоление негативизма -обучение коммуникативному взаимодействию -включение стереотипий в игровой процесс -обучение выполнению целенаправленных игровых действий с объектами -расширение уровня игровых возможностей -обучение выполнению цепочки игровых действий -развитие координации глаз, рук -расширение знаний об окружающем мире -эмоциональное вовлечение ребенка с помощью игры в освоение бытовых навыков |
-для ребенка I-II групп РДА подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект -используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым -в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается -новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы |
-игры для установления эмоционального контакта с ребенком: игры с пуговицами (перекладывание), игры с водой (разбрызгивание) -игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Дождь». -игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим попугайчика и др. -игры для совершенствования взаимодействия:«Ку-ку»,«Ладушки» -игры для развития координации: «Сложи башню» -игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем» игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование |
Смотрите также::
Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности
общеобразовательных учреждений
Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой; 1. Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающи ...
Одаренность как проблема
В психологической литературе одаренность трактуется как система способностей (рис. 3). Рис. 3. Система способностей. Из рис. 3, видно, что высший уровень способностей (гениальность) складывается из общих (общая одаренность) и специальных (талант) способностей. На рис. 4 показана последовательность ...
Механизм реализации ценностных ориентаций православной педагогической
культуры
Стержнем выстраивания системы религиозного образования сегодня является церковный приход, являющийся образцом «обучающего воспитания» (прот. В. Зеньковский). Другой характерной чертой является выстраивание литургического соборного единства прихожан. Полноценное религиозное образование в рамках прих ...