Новое в педагогике » Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме » Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом»

Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом»

Страница 1

Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с событиями прошедшего, реальное – с фантастическим. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться своей речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).

О.С.Никольская классифицировала аутичных детей на четыре группы. Наличие вариантов с разными клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического. Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Индивидуализация помощи отражается в целях, которые охватывают следующие направления работы: формирование поведения; коррекцию эмоциональной сферы; формирование игровых действий, умений; социально-бытовую адаптацию.

В предлагаемом программно-методическом содержании индивидуального обучения аутичных детей (составленном на основании программы индивидуального обучения И.В.Ковалец) даны методические рекомендации по реализации указанных выше целей в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми разного уровня развития (1-4-я группы по классификации О.С.Никольской).

Задания сгруппированы с учетом их основной направленности, хотя при их выполнении корригируются и другие стороны личности. При работе требуется творческое применение всего материала, возможно его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

● необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

● по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

● учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

● помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

Далее рассмотрим подробнее каждое из направлений программно-методического содержания индивидуального обучения аутичных детей и ознакомимся с их программным содержанием, методическими рекомендациями и с частными путями их решения.(табл. 2) Одним из признаков аутизма являются трудности в формировании целенаправленного поведения.

Таблица 2

Программно-методическое содержание индивидуального сопровождения аутичных детей

Формирование поведения

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

- поведение, приносящее вред самому себе (кусание)

- агрессивное поведение (оплевывание)

- прекращение деятельности (крик0

- взятие в рот несъедобных предметов

- эхолалическое задавание вопросов

- дефицит поведения (нежелание физического контакта)

- преодоление нежелательных реакций ребенка, предупреждение вспышек агрессии

- предупреждение нарастания негативизма

- преодоление коммуникативного барьера

- формирование целенаправленного поведения

- организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого

- развитие коммуникативного поведения

- использование недирективной гибкой тактики управления

- исключение настойчивых просьб, уговоров

- предупреждение психической истощаемости

- предварение негативных действий ребенка

- пассивное выполнение задания

- ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения, как средство преодоления коммуникативного барьера

- использование противоречивых, взаимоисключающих инструкций для ослабления фиксации внимания ребенка на общении

- организация приемов, в котором ребенок становится в положении регулятора поведения взрослого

- снятие возбуждения

- смена видов деятельности

- необходимо учитывать интересы и влечения детей

- предлагать ребенку отдохнуть

- использование игрушек, как отвлекающий маневр

- взрослый отвлекает ученика от игры в мяч чтением стихов в слух

- применение игры «Пинай!Не пинай» (приложение 8)

- рекомендуется применять игру «Лошадка» (приложение 8)

- для снятия возбуждения используется игра типа «Узнай предмет», «Эхо» (приложение 8)

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае
В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов. В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и ...

Внутренняя жизнь средневекового университета
Попадая в университет, человек оказывался включенным в систему связей сразу нескольких корпораций. Прежде всего – землячества, «нации». В Париже их было четыре – Французская, Нормандская, Пикардийская, Английская (со временем Столетней войны ставшая Германской). Названия были условны. Нация защищал ...

Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru