Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
В качестве таковых и выступают дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок”.
Задача воспитателя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами.
Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.
Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью - просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок `мается`, не знает, чем себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.
Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.
Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.
Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.
Смотрите также::
Индивидуальные внеклассные занятия
Чаще всего предпосылкой организации индивидуальных занятий с учащимися бывает проявление интереса на уроке. Обычно интерес учащихся на уроке реализуется в вопросах, желании более углубленно изучить тему. Например, на уроке по теме “Кровообращение”, учащиеся задают вопросы, связанные с демонстрацией ...
Понятие детского творчества
Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества. Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно ...
Воспитание, процесс воспитания
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскол ...