Существует два подхода к изложению темы «Решение прямоугольных треугольников».
Первый подход основан на запоминании четырёх определений основных тригонометрических функций и ещё шести правил:
1. Катет равен гипотенузе, умноженной на синус противолежащего угла;
2. Катет равен гипотенузе, умноженной на косинус прилежащего угла;
3. Катет равен другому катету, умноженному на тангенс противолежащего угла;
4. Катет равен другому катету, умноженному на котангенс прилежащего угла;
5. Гипотенуза равна катету, делённому на синус противолежащего угла;
6. Гипотенуза равна катету, делённому на косинус прилежащего угла.
Второй подход, в отличие от первого, вынуждает учащихся запомнить лишь четыре определения тригонометрической функции острого угла. Это ведёт к меньшей нагрузке на память. Однако и здесь таятся некоторые трудности для учащихся. Они связаны, во-первых, с выбором нужной функции в условиях конкретной задачи, а во-вторых, с тем, что использование их определений не даёт непосредственного знания нужного элемента треугольника, а лишь приводит к уравнению, из которого этот элемент надо найти. Например:
tg α =
, x=
, x=
ctg α.
Этих трудностей можно избежать, если ввести понятие единичного прямоугольного треугольника.
Назовём этим термином прямоугольный треугольник с гипотенузой, равной единице.
В дальнейшем будем называть его просто единичным треугольником. Пусть один из его острых углов равен α. Тогда очевидно, что длина его противоположного катета равна sin α, а прилежащего – cosα.
Эти сведения ученик должен запомнить, что, в общем-то, несложно, так как всегда синус ассоциируется с противолежащим катетом, а косинус с
прилежащим катетом. Кстати, такой подход обнаруживает эффективный способ вычисления синуса, косинуса и служит пропедевтикой к их определению с помощью единичной окружности.
Пусть теперь дан произвольный прямоугольный треугольник со сторонами k, l, m и острым углом α. Наряду с ним рассмотрим единичный треугольник с таким же углом α. Ясно, что единичный треугольник (пусть длины его сторон равны соответственно k1, l1, m1) подобен данному.
Тогда k: l = k1: l1, k=l
(1).
Получено правило нахождения любой стороны прямоугольного треугольника. Сформулируем его следующим образом:
Любая сторона прямоугольного треугольника равна другой стороне, умноженной на отношение сходственных сторон единичного треугольника.
Это правило вобрало в себя все шесть правил, приведенных в начале. Оно легко для запоминания, в нем даже не упоминаются термины: «катет», «гипотенуза», «прилежащие и противолежащие катеты», «синус, косинус, тангенс угла». Ученик не стоит перед необходимостью выбора какого-либо правила, формулы и т.д.
Пример. Пусть дан треугольник, у которого катет равен x, а гипотенуза равна a.
Соответствие сходственных сторон этого треугольника и единичного обозначим стрелками.
x
sinα, a
1.
Тогда x=a
=
.
Смотрите также::
Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и
профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических. По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий. Таблица 2 Список терминальных ценностей 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4 А ...
Перечень и описание модульных блоков
Таблица №2 Название описание модульных блоков Используемое оборудованные инструменты МБ№1. Основы использования ПК. Изучаются основные узлы ПК и переферийного оборудования, правила технической эксплуатации ПК, основы работы с ПК, организуется рабочее место, выполняются основные операции по использо ...
Семейное воспитание
Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении лич ...