Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников

Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников

Страница 2

В четвертую группу (16%) вошли старшеклассники профессиональная ориентация которых соответствовала типу Человек-Знак по ДДО Е.А.Климова. Этот тип личности характеризуется тем, что предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т.п. Им нравятся занятия связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.

Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым «ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Образец опросника можно увидеть в приложении 2. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников;

Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем. Студенты первой группы выделили для себя следующие наиболее важные для них ценности - цели:

Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.

Исследование системы ценностных ориентаций в выделенных нами группах позволило выявить следующие особенности.

Таблица 1

Среднегрупповые ранговые показатели терминальных ценностей в группах с различной профессиональной направленностью.

 

1

Ч-Т

2

Ч-Х

3

Ч-Ч

4

Ч-З

Активная деятельная жизнь

Мудрость

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Общественное призвание

Познание

Продуктивная жизнь

Развитие

Развлечения

Свобода

Счастливая семейная жизнь

Счастье других

Творчество

Уверенность в себе

9

13

7

11

17

3

1

2

15

14

10

4

12

8

7

16

18

5,5

12

6

2

7

18

1

10,5

3

9

16

17

8

13

4

10,5

15

3,5

5

6

11

1

4

18

5

10

3

12

14,5

16

10

14,5

8,5

2

17

13

8,5

13

10,5

4

5

18

3

8

1

9

16

17

10,5

12

2

6

14

15

7

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Лучшие сказки социальны по своей сути
Другое дело, что ни один из жанров детской литературы не следует возносить на пьедестал. Он не должен подавлять собой другие виды словесности. В литературе, как и в реальной жизни, должна быть гармония, разумное сочетание всех составляющих элементов. Детям необходима фантазия, но необходимо и знани ...

Нормы отчета о продвижении школьников в учении и развитии
В обучении на содержательно-оценочной основе сложились специфические нормы отчета педагога об успехах школьников перед родителями и руководством школы. Смысл отчета в том, чтобы представить картину о процессе формирования личности школьника, дать содержательную характеристику усвоенных школьником з ...

Диагностика слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения сл ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru