Новое в педагогике » Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников » Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов

Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов

Страница 2

Изучением ценностей также занимался представитель диспозиционального направления в теории личности Гордон Олпорт. Он считал, что ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций; скорее у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Согласно Олпорту, эти ценности лучше представить как черты более глубокого уровня. Он выделил шесть таких черт:

1. Теоретическая. Человек прежде всего заинтересованный в раскрытии истины.

2. Экономическая. «Экономический» человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно.

3. Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию.

4. Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей.

5. Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть.

6. Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого.

Учитывая распространение в науке системного подхода, в рамках концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, можно говорить об еще одной функции ценностных ориентации — системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что существуют различные типы ценностных ориентации, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных ориентации суть проявление социальной активности — ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. B.C. Мерлин был первым, кто выдвинул гипотезу о ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности, однако эта гипотеза до сих пор не подвергалась экспериментальной проверке.

А.И. Донцов считал, что направленность ценностных ориентаций определяет согласованность профессиональных планов и жизненных целей.

Однако существуют и другие точки зрения. Так, например, В.С. Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов предположили, что ориентация старшеклассников на те или иные виды профессии во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. «Молодые люди скорее всего могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на реально более доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе и т.п.»

Так или иначе большинство авторов занимающихся проблемой ценностных ориентаций сходятся на том, что система ценностный ориентаций во многом определяет формирование личности человека.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрас ...

Применение рейтинговой оценки на основе компьютера
“Оценки для вычисления рейтинга сдаются преподавателями в конце каждого месяца. Количество обязательных оценок для каждого класса устанавливается в зависимости от количества часов в неделю, отводимых на практику устной и письменной речи. Для оценки применяется двенадцатибалльная система. Такая сист ...

Общая характеристика технического мышления
Особенности многих технических задач и объектов, само оперирова-ние производственно-техническим материалом придают мышлению свое-образный характер. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действитель-ности и осуществ-ляется также через р ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru