1) проблема должна предоставлять из себя жизненную ситуацию, относительно легко привлекающую внимание детей и обращенную к интересам и опыту;
2) в каждой ситуации выступает, по крайней мере, одна проблема и, как правило, решение ее связано с большими трудностями;
3) ощущение трудности является отправным пунктом для формирования проблем и гипотез или предварительного решения каждой из них;
4) весь этот процесс заканчивается решением проблемы, которое является результатом отклонения ошибочных гипотез и выбора правильных;
5) динамичность ситуации, которая заключается в естественном переходе от одной ситуации к другой, в вызывании посредством данной ситуации все новых ситуаций, позволяющих таким образом всесторонне осветить познаваемые вещи, явления и процессы или события, а так же возникающие между ними отношения, связи и зависимости.
Для того чтобы ученик мог успешно осуществлять поиск решения новой для него проблемы, он должен владеть необходимыми познавательными умениями.
Психолого-педагогическая сущность умения состоит в том, что умение человека означает проявленную (доказанную) им готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществление ее под более или менее строгим контролем со стороны мышления, со знанием всей (или части) системы составляющих действий.
В дальнейшем будем понимать умение как готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Умения, которые необходимы для успешного поиска решения и решения проблемы назовем общими исследовательскими умениями, так как необходимы при решении проблем в любой сфере деятельности. Общие исследовательские умения – это познавательные умения, обеспечивающие успешное осуществление поиска решения новой проблемы. Общие исследовательские умения могут использоваться учащимися при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а так же в разнообразной практической деятельности.
В стратегии поисковой деятельности выделяют четыре этапа решения новой проблемы:
1) Изучение условия задачи. Выясняется сущность возникшей проблемы, и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения.
2) Создание общего плана предполагаемых действий, то есть разработка стратегий решения проблемы.
3) Разработка тактики решения: выбор того или иного конкретного метода решения.
4) Сопоставление результатов с исходными данными.
На основе этих четырех этапах можно выделить следующие структурные элементы общих исследовательских умений:
1) уметь ставить цель работы;
2) уметь критически анализировать условие заданной ситуации;
3) уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;
4) уметь планировать решение проблемы;
5) уметь анализировать результат.
Смотрите также::
Типы и структура учебных заданий по математике с элементами
историзма
Что же такое учебное задание? На этот вопрос можно ответить с точки зрения учебной деятельности. Её «основным структурным компонентом является учебная задача. Цель этой задачи – развитие обучающегося, подведение его к овладению обобщенными (основными) отношениями в рассматриваем области, к усвоению ...
Социальная ответственность педагогов
Социальная роль российских педагогов в современную эпоху особая. Она определяется следующими обстоятельствами. Российское общество в течение последних 15—20 лет с переменным успехом осуществляет длительный и сложный процесс изменений своего жизнеустройства, по замыслу изначально ориентированный на ...
Воображение и формирование ребенка как
личности
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воо ...