Новое в педагогике » Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов » Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике

Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике

Страница 2

1) проблема должна предоставлять из себя жизненную ситуацию, относительно легко привлекающую внимание детей и обращенную к интересам и опыту;

2) в каждой ситуации выступает, по крайней мере, одна проблема и, как правило, решение ее связано с большими трудностями;

3) ощущение трудности является отправным пунктом для формирования проблем и гипотез или предварительного решения каждой из них;

4) весь этот процесс заканчивается решением проблемы, которое является результатом отклонения ошибочных гипотез и выбора правильных;

5) динамичность ситуации, которая заключается в естественном переходе от одной ситуации к другой, в вызывании посредством данной ситуации все новых ситуаций, позволяющих таким образом всесторонне осветить познаваемые вещи, явления и процессы или события, а так же возникающие между ними отношения, связи и зависимости.

Для того чтобы ученик мог успешно осуществлять поиск решения новой для него проблемы, он должен владеть необходимыми познавательными умениями.

Психолого-педагогическая сущность умения состоит в том, что умение человека означает проявленную (доказанную) им готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществление ее под более или менее строгим контролем со стороны мышления, со знанием всей (или части) системы составляющих действий.

В дальнейшем будем понимать умение как готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Умения, которые необходимы для успешного поиска решения и решения проблемы назовем общими исследовательскими умениями, так как необходимы при решении проблем в любой сфере деятельности. Общие исследовательские умения – это познавательные умения, обеспечивающие успешное осуществление поиска решения новой проблемы. Общие исследовательские умения могут использоваться учащимися при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а так же в разнообразной практической деятельности.

В стратегии поисковой деятельности выделяют четыре этапа решения новой проблемы:

1) Изучение условия задачи. Выясняется сущность возникшей проблемы, и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения.

2) Создание общего плана предполагаемых действий, то есть разработка стратегий решения проблемы.

3) Разработка тактики решения: выбор того или иного конкретного метода решения.

4) Сопоставление результатов с исходными данными.

На основе этих четырех этапах можно выделить следующие структурные элементы общих исследовательских умений:

1) уметь ставить цель работы;

2) уметь критически анализировать условие заданной ситуации;

3) уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;

4) уметь планировать решение проблемы;

5) уметь анализировать результат.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Факторы определяющие перспективы образовательных компьютерных технологий
Наличие достаточно большого количества домашних компьютеров и потенциальных покупателей создают необходимые экономические предпосылки для развития образовательных компьютерных технологий на современном этапе. Не менее важным фактором, способствующим формированию и развитию рынка образовательных тех ...

Результаты экспериментального исследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие особенности: Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению - 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие. В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибк ...

Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача&q ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru