Новое в педагогике » Вклад А.С. Пушкина в детскую литературу » Воспитание сказками Пушкина

Воспитание сказками Пушкина

Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что современные "дети не знают названия чувств"; "Из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость - горе". А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., и т.д. и у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. "Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, - пишет И.И.Тихомирова,- лучший воспитатель чувств. Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость. Молодятам привітання на весілля від матусі

Среди терминов читатель найдёт и целую коллекцию разнообразных глаголов, передающих эмоциональное состояния и их проявления: "вздуриться", "испугаться", "взмолиться", "дивиться", "повиниться", "потешиться", "озлиться", "осердиться" и др. Чувства передаются автором также посредством метафор ("грусть-тоска меня съедает"), восклицаний ("ах, и зарыдали оба"), эпитетов ("с грустной думой на лице", "ласковое слово", "сварливая баба", "злая доля", "изумлёнными глазами", "ободрённою душою"), сравнений ("а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком", "словно горькая вдовица", "выступает будто пава"), обращений ("свет мой, солнышко", "братцы вы мои родные", "ах ты, дитятко девица!"), наречий ("усмехнувшись исподтиха", "громогласно возопил", "добродушно весела"). Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с читателями-детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств . Важная роль в языке чувств принадлежит, как ни странно, молчанию и надо обратить внимание детей. Положительные персонажи у него обычно молчаливы. Свои чувства они выражают сдержанно, немногословно: как день ненастный тих Гвидон, в горести душевной ищет свою невесту Елисей, кротко говорит о своих переживаниях царевна, попавшая в чужой дом. В отличие от них отрицательные персонажи крикливы, их чувства малоуправляемы, их накал доведён до аффектов, сопровождаемых часто бранью ("Дурачина ты, прямой простофиля") или физическим действием ("Она бьёт их, за чупрун таскает")».

Сказка - целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.


Смотрите также::

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше норм ...

Влияние среды на личность
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Че ...

Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важ ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru