Одна из основных задач школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя в этом мире. Эта задача облегчается, когда учитель является носителем традиции науки и исследовательской деятельности.
Исследование деятельности в отечественной психологии происходило с диалектико-материалистических позиций философского понимания этой категории. Начиная с 20-х гг., общепсихологическую теорию деятельности разрабатывали многие отечественные ученые, но самые значимые результаты здесь принадлежат С.Л. Рубинштейну и А.Н. Леонтьеву. А. Н. Леонтьев определяет деятельность человека как «молярную единицу его индивидуального бытия, осуществляющую то или иное жизненное его отношение… Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».
В реальной жизни мы имеем дело с определенными видами деятельности: коммуникативной, игровой, учебной и т.д. Ряд ученых говорят о том, что существует особая, выделенная от других деятельность, которую называют исследовательской деятельностью.
Есть и другие трактовки понятия деятельности. Например, «деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями».
Главная цель исследования – установление истины, «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Источник исследования кроется в свойственном человеческой природе стремлении к познанию.
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. С появлением науки исследование становится явлением культуры и выделяется отдельная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых является исследование. Постепенно в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование, как способ деятельности, ограничивается сферой науки. С.И. Ожегов, говорит, что слово «исследование» имеет два значения:
1. Исследование – изучение, выяснение чего-нибудь;
2. Исследование – научный труд.
В. Оконь в отличие от С.И. Ожегова дает другое определение: исследование – настойчивые и объективные поиски решения проблемы, опирающиеся на проверенные и обобщенные факты. Решение проблемы, по мнению, Оконя, должно отвечать истине, а значит, соответствовать действительности, причем критерием этой истинности служат опыт и практика. Потребности являются главной движущей силой в процессе исследования, а главная цель этого процесса – изменение действительности. В. Оконь выделяет три этапа исследования:
1) наблюдение определенных вещей, явлений или процессов;
2) создание гипотезы на основе наблюдаемых фактов и зависимостей между ними;
3) опытная проверка гипотезы, которая осуществляется посредством вывода из гипотезы заключений или экспериментом.
Исходным пунктом любого исследования является проблема. В философии проблема понимается как знание о незнание. В. Оконь [28], проводя аналогию между процессом обучения и исследования, проводит следующее описание проблемы в обучении:
Смотрите также::
Ошибки и оговорки в речи спортивных комментаторов
Ни для кого не секрет, что во время спортивных репортажей в речи комментаторов встречаются различного рода оговорки, некоторые из них потом становятся крылатыми фразами. Да и сам стиль комментирования способен создать у человека определенное представление о личности комментатора и определенное отно ...
Педагогические условия творческого саморазвития студентов
В последние годы учеными, разрабатывающими различные аспекты проблемы формирования творческого саморазвития студентов, были предложены разнообразные подходы к выявлению педагогических условий, способствующих совершенствованию этого процесса в условиях модернизации высшего профессионального образова ...
Средства формирования исследовательских умений учащихся при
обучении математике
В дидактике и педагогики под понятием средства обучения понимаются материальные объекты и носители учебной информации и предметы естественной природы, а так же искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебном процессе в качестве инструмента их деятельности. Задачи в ...