Новое в педагогике » Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов » Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике

Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике

Страница 1

Одна из основных задач школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя в этом мире. Эта задача облегчается, когда учитель является носителем традиции науки и исследовательской деятельности.

Исследование деятельности в отечественной психологии происходило с диалектико-материалистических позиций философского понимания этой категории. Начиная с 20-х гг., общепсихологическую теорию деятельности разрабатывали многие отечественные ученые, но самые значимые результаты здесь принадлежат С.Л. Рубинштейну и А.Н. Леонтьеву. А. Н. Леонтьев определяет деятельность человека как «молярную единицу его индивидуального бытия, осуществляющую то или иное жизненное его отношение… Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».

В реальной жизни мы имеем дело с определенными видами деятельности: коммуникативной, игровой, учебной и т.д. Ряд ученых говорят о том, что существует особая, выделенная от других деятельность, которую называют исследовательской деятельностью.

Есть и другие трактовки понятия деятельности. Например, «деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями».

Главная цель исследования – установление истины, «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Источник исследования кроется в свойственном человеческой природе стремлении к познанию.

Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. С появлением науки исследование становится явлением культуры и выделяется отдельная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых является исследование. Постепенно в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование, как способ деятельности, ограничивается сферой науки. С.И. Ожегов, говорит, что слово «исследование» имеет два значения:

1. Исследование – изучение, выяснение чего-нибудь;

2. Исследование – научный труд.

В. Оконь в отличие от С.И. Ожегова дает другое определение: исследование – настойчивые и объективные поиски решения проблемы, опирающиеся на проверенные и обобщенные факты. Решение проблемы, по мнению, Оконя, должно отвечать истине, а значит, соответствовать действительности, причем критерием этой истинности служат опыт и практика. Потребности являются главной движущей силой в процессе исследования, а главная цель этого процесса – изменение действительности. В. Оконь выделяет три этапа исследования:

1) наблюдение определенных вещей, явлений или процессов;

2) создание гипотезы на основе наблюдаемых фактов и зависимостей между ними;

3) опытная проверка гипотезы, которая осуществляется посредством вывода из гипотезы заключений или экспериментом.

Исходным пунктом любого исследования является проблема. В философии проблема понимается как знание о незнание. В. Оконь [28], проводя аналогию между процессом обучения и исследования, проводит следующее описание проблемы в обучении:

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Проблемы профессионального самоопределения школьника
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение ...

Методика исследования уровня состояния навыка правильного чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработкой методов обследования нарушений чтения занимаются многие авторы, такие, как А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова и другие. Таким образом, проанализировав работы, раскрывающие структуру процесса чтения, исследования, посвященные вопросам н ...

Программы по обучению декоративно-прикладному искусству
Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания. Ученые справедл ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru