Новое в педагогике » Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии » Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений

Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений

Страница 2

О.А.Токарева выделяет три вида дисграфий: акустическую, оптическую, моторную. Данная классификация осуществляется на основе учета нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. При акустической дисграфии отмечаются недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты звуки воспринимаются по – разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно.

М.Е.Хватцевым была разработана другая классификация дисграфий. Рассмотрим ее. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа. Дисграфия на почве расстройств устной речи. По мнению М.Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Дисграфия на почве нарушений произносительного ритма. М.Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Но указанные ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко – слоговой структуры слова. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. М.Н. Хватцев выделяет литеральную и вербальную дисграфию. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обуславливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена. Ими были выделены следующие виды дисграфий. Артикуляторно – акустическая дисграфия, в ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположены в пространстве; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами; зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединение букв, включающих одинаковый элемент, лишнее и неправильно расположенные элементы. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р.Е.Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой, С.Б. Яковлева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. На уровне предложения аграмматизма на письме проявляются в искажение морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов; изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменение падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Задача параграфа: раскрыть понятие «компьютерная зависимость», проанализировать влияние компьютерной зависимости на процесс воспитания детей, выявить стадии компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за ...

Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего школьного периода и другие психические функции у младшего школьника
Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Тогда как у дошкольников преобладало непроизвольное внимание, естественно, перв ...

Проблемы современной арт-педагогики
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru