Новое в педагогике » Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии

дисграфия

В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Подобные нарушения выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ. Специальное обследование показало, что у них имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

Важность пространственно-временной организации деятельности ребенка отмечается многими авторами. Исследованию формирования пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как Л.Г.Парамонова, Р.И.Лалаева, Т.А.Павлова, А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, Е.А.Михайлова, М.Е.Хватцев, И.Н.Садовникова, А.Р.Лурия и др. В последних исследованиях (А.В.Семенович, С.О.Умрихин, Б.А.Архипов и др.) указывается, что развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе и познавательной и эмоциональной жизни ребенка.

Однако при подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется в связи с формированием математических способностей, а о важности данной работы в связи с профилактикой нарушений письма (дисграфий) только упоминается в работах отдельных исследователей (А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова).

Отсюда вытекает противоречие

: между необходимостью формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условия предупреждения дисграфии и недостаточной разработанностью основных направлений и содержания данной работы.

Проблема:

каковы основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Тема:

формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии.

Цель:

выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект:

процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет:

основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза

: работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если

· основные направления и содержание данной работы будут определены с учетом логики становления пространственных представлений в онтогенезе;

· работа будет реализовываться на основе учета индивидуальных особенностей детей;

· в качестве основного средства будет выступать игровая деятельность.

Задачи:

1. Раскрыть особенности формирования пространственных представлений в онтогенезе.

2. Определить зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений.

3. Выявить основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методы:

анализ, синтез, обобщение, сравнение.


Смотрите также::

Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся
Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения – императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Вызвать ин ...

Теоретические основы развития игры
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что псих ...

Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников
Выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и др. делает его развитой самостоятельной личностью. Понимание самоопределения обычно происходит в юности, хотя процесс начинается еще в подростковом возрасте и проявляет себя через опробование различных социальны ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru