Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Требования, предъявляемые к оратору

Требования, предъявляемые к оратору

Страница 2

Много общего с точностью имеет логичность речи – соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым; кроме того, условием логичности является правильный порядок слов. Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте.

Одно из центральных качеств речи – её богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный запас оратора. Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4 – 5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает ещё около 15 тысяч языковых единиц.

В чём же проявляется богатство речи? Прежде всего в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску. Затем – в использовании фразеологических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность. К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы.

Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп – механическое повторение стёртых, шаблонных словосочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, все их уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувств. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мыслей и чувств оратора. Ещё более опасная разновидность штампа – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стёршиеся образные выражения.

Разновидность штампа, всё чаще проникающего в живую речь, - так называемый «канцелярит», использование не по значению трафаретных выражений из деловых бумаг. Признаки канцелярита: вытеснение живого глагола отглагольными существительными, нагромождение существительными в родительном падеже, обилие слов-паразитов, злоупотребление иностранными словами. Лишая ораторскую речь её естественной живости и выразительности, обезличивая её, канцелярит одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное.

Более того, штампы такого рода помогают придать солидность пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет.

Ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства.

Эмоциональность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению её рационального содержания. Учёными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют ещё «выразительностью» или «образностью речи».

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории. Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия»: «Основание красноречия…суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно… Оратор должен быть сам пронзён страстью, когда хочет родить её в слушателе».

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, это: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение.

К лексическим средствам выразительности примыкают фразеологизмы. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые фразы и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели, - фигуры речи или приёмы стилистического синтакса: повтор, антитеза, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание.

Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все средства выразительности языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгие подчинения выразительных средств целям речи и ситуации общения, то есть уместность речи – одно из главных правил риторики.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Проблемное обучение как общее средство развития технического мышления
В результате более или менее длительного опыта решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических зад ...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...

Понятие и сущность обучения
Что такое обучение? Определение процесса обучения Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется»; оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru